«Мы рассматриваем все средства» (чтобы добиться ухода России из Венесуэлы). Так жестко Дональд Трамп еще не говорил. А вице-президент Пенс назвал прибытие в Каракас российских военнослужащих «нежелательной провокацией». Москва утверждает, что два борта и персонал прилетели в Венесуэлу в рамках соглашения о двустороннем военно-техническом сотрудничестве. Похоже, мы стоим на пороге новой гибридной войны, в которой столкнутся союзники и противники Вашингтона.
США и еще 50 стран, признавших законным президентом лидера оппозиции Хуана Гуайдо, призывают к ненасильственному переходу власти «в руки демократических сил». Однако, как отметил Дональд Трамп еще в январе, он не исключает «любые варианты» развития событий. Владимир Путин с первого дня кризиса в Венесуэле выразил поддержку президенту Мадуро и объявил, что «деструктивное внешнее вмешательство грубо попирает основополагающие нормы международного права».
Прилет двух российских самолетов МО РФ в аэропорт Каракаса вызвал немедленную реакцию в Вашингтоне.
Кто-то требует от Трампа немедленных решительных шагов, отмечая, что российский президент, посылая военных в Каракас, использует нерешительность главы Белого дома.
Более решительной мерой здешние эксперты называют участие американских и, возможно, бразильских и колумбийских ВМС в блокировании поставок венесуэльской нефти на Кубу.
Это — не военные действия, но они нанесут удар по ключевому звену режима Мадуро — по его опоре на кубинских военных, чьи услуги оплачиваются венесуэльской нефтью. Как заявил помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон, в Венесуэле находятся от 20 до 25 тысяч кубинцев. Washington Post сообщает, что это — спецназоцы, разведчики и личная охрана президента Мадуро. Они, а не национальная армия — главная его опора.
Сторонники другой точки зрения призывают к сдержанности. Россия прислала в Венесуэлу два самолета, 35 тонн груза и сотню военных специалистов, такими силами обреченные режимы не спасают. Важно, что обе ведущие политические партии США — республиканцы и демократы, выступают против военного вмешательства. На днях эту возможность отверг и исполняющий обязанности министра обороны Патрик Шанахан.
Анонимный представитель администрации заявил агентству «Рейтер», что российский контингент состоит из сил спецназа, в том числе «сотрудников по кибербезопасности». СМИ гадают, в чем главная цель визита этой группы:
- символическая демонстрация военного присутствия;
- помощь в ремонте коммуникационной инфраструктуры, частично выведенной из строя массовыми отключениями электроэнергии (президент Мадуро обвинил киберслужбы Америки), и организации электронной слежки за оппозицией;
- подготовка эвакуации российских граждан и самого президента Мадуро.
Прибытие двух самолетов — «первый шаг на пути создания российских военных баз, в первую очередь баз для подводных лодок», — заявил Умберто Кальдерон Берти, представитель самопровозглашенного президента Венесуэлы Гуайдо в соседней Колумбии.
В свою очередь, Организация американских государств (ОАГ) считает, что присутствие российских военных «наносит ущерб суверенитету Венесуэлы, угрожает миру и безопасности в западном полушарии».
Американские СМИ пишут, что в Белом доме и Пентагоне остаются опасения, что Россия в Венесуэле попробует повторить сирийский опыт — естественно, «по просьбе законных властей страны». И по сей день Россия является в Сирии влиятельной силой, и ее клиент, президент Башар Асад, остается у власти, отмечает издание Bloomberg.
Война слов
«США не потерпят вмешательства враждебных иностранных военных сил в Западном полушарии», написал в твиттере советник Трампа Джон Болтон. Со времен доктрины Монро, уже почти 200 лет, Соединенные Штаты считают недопустимым вмешательство иностранных государств во внутренние дела стран Западного полушария.
Возможное создание военных баз России в Венесуэле, как это произошло в Сирии, в американскую концепцию национальной безопасности категорически не вписывается.
В понедельник, 25 марта, госсекретарь Майкл Помпео в ходе телефонного разговора с Сергеем Лавровым пообещал, что Соединенные Штаты и страны региона «не будут бездействовать, поскольку Россия усугубляет напряженность в Венесуэле». Помпео заявил российскому коллеге, что «продолжающийся ввод российских военнослужащих для поддержки незаконного режима в Венесуэле грозит продлить страдания венесуэльского народа, который подавляющим большинством поддерживает временного президента Хуана Гуайдо». Российский МИД сообщил, что в ходе разговора Лавров, в свою очередь, подчеркнул, что «попытки Вашингтона организовать государственный переворот в Венесуэле и угрозы его законному правительству являются нарушением Устава ООН и вопиющим вмешательством во внутренние дела суверенного государства».
В минувшую среду вступила в бой «тяжелая артиллерия». В Белом доме Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс приняли 26-летнюю Фабиану Росалес — жену Хуана Гуйадо. «Девушка в джинсах и блузке» представляет венесуэльскую оппозицию в зарубежных поездках.
Фабиана Росалес и Дональд Трамп. Фото: EPA
Дональд Трамп заявил, что на сто процентов поддерживает новые власти, а «Россия должна уйти» из Венесуэлы. Когда президента попросили уточнить, что он готов предпринять в этой связи, Трамп ответил: «Возможны все варианты действий». Президента попросили уточнить, была ли доведена до сведения Москвы позиция по данному вопросу, Трамп ответил: «Они (русские) знают об этом очень хорошо». Так категорично в отношении «российских партнеров» президент еще не высказывался.
И не удивительно.
Американская пресса отмечает, что за последние 20 лет Венесуэла стала для российских властей важнейшим экономическим и геополитическим партнером.
Она закупила российскую военную технику на миллиарды долларов, и Москва не хочет терять такого выдающегося покупателя. Агентство «Рейтер» сообщает, что компания «Роснефть» начиная с 2010 года инвестировала почти 9 млрд долларов в венесуэльские нефтяные проекты. «Роснефть» владеет двумя офшорными газовыми месторождениями в Венесуэле. Тесное сотрудничество с Каракасом обеспечивает России опору в полушарии, которое США веками считали своим «задним двором». Россия, особенно при Путине, намерена стать ведущим мировым игроком, отмечает издание Vox в статье под названием «Почему Россия только что отправила военных в Венесуэлу».
Готов ли Трамп после угрожающей риторики идти на реальное обострение? Услышат ли в Кремле предупреждения «американских партнеров»? Или ставки будут удвоены? Венесуэла превратилась в поле геополитической «шахматной партии», где еще не пришло время эндшпиля.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»