По недосмотру вузовского начальства в Московском физтехе повернули время вспять. Пока, правда, ученые прогнали в прошлое лишь один электрон. И то не из вестибюля, где у них электроны слоняются без дела, а из квантового компьютера.
Но все равно это сенсация. Вот-вот сбудется давнишняя мечта многих наших граждан, которым хочется хоть на время вернуться туда, где трава была зеленее, мороженое — холоднее, а такие слова, как «дистрибьютор» или «франчайзинг», не употребляли даже перед дракой.
Физики — молодцы. Раньше их на картошку посылали, а теперь они успешно сортируют элементарные частицы. Но если подумать, вернуться в прошлое мы вполне сумеем и без науки. Да уже и возвращаемся со скоростью того электрона.
Сплошь и рядом говорят о возврате в 90-е. Экономическая ситуация, по мнению ряда экспертов, напоминает ту, что сложилась к осени 1998 года. Правда, нам обещают не дефолт, а какой-то прорыв, и в это охотно верится: где тонко, там обычно прорыв и случается.
Обострилась борьба за собственность, снова в ходу бандитские повадки. Интернет обсуждает каких-то коллекторов из Екатеринбурга, которые пригрозили должнику заразить его детей СПИДом. А должников так много, что кредитные долги населения перед банками уже почти равны годовому федеральному бюджету (или это бюджет у нас такой незначительный?).
Чуть ли не две трети наших граждан готовы с радостью отправиться в еще более далекое прошлое — в СССР. Тридцать седьмой год поминают все чаще. И все меньше со скорбью, а все больше с готовностью препроводить кого-то до ближайшей стенки. Памятники Сталину кое-где уже поставили, и вот принято решение об установке еще одного — в Новосибирске, на территории обкома КПРФ. Мэр-коммунист Анатолий Локоть это разрешил, художественный совет города согласовал проект, а профильные департаменты мэрии пришли к выводу, что проект не противоречит правилам благоустройства и не препятствует движению транспорта. Движению страны назад, в прошлое, трехметровый монумент тем более препятствовать не будет.
С памятниками Ленину проблем не возникнет, они почти все сохранились на своих местах. В некоторых населенных пунктах их даже по два. Так, жители удмуртского Глазова шутят, что их город настолько велик, что даже климат в разных его концах не совпадает: в одной части Глазова Ленин стоит в пиджаке, в другой — в пальто.
В ряде мест, однако, Ленин так обветшал, что его и Крупская не узнала бы.
В уральской Ревде местные власти заказали техническую экспертизу монумента и получили документ, в котором сказано: «Памятник ограниченно работоспособен, требует ремонта в заводских условиях…». И в этом городе, где и население-то ограниченно работоспособно из-за тяжелой экологической ситуации и множества заболеваний, жители не нашли о чем поспорить и устроили общегородские разборки по поводу памятника вождю. Ремонтировать ли Ильича, перенести ли его куда-то с центральной площади, установить ли на его месте фонтан — вот повестка дня здешних митингов и назревший вопрос для готовящегося референдума. Коммунисты требуют отставки главы города Ирины Тейшевой не из-за коммунальных проблем и не по причине заваленности Ревды грязным снегом, а потому, что она предлагает убрать Ленина с площади Победы в целях ее реконструкции. Конечно, если осуществляется возврат в прошлое, то памятник должен остаться на месте. К фонтану нелепо возлагать цветы 22 апреля, да и клясться в верности у фонтана могут разве что влюбленные, а никак не юные пионеры.
Воинственное прошлое манит и влечет к себе все сильнее. Запад мы пугаем не хуже, чем при Хрущеве. Тот обещал показать американцам кузькину мать, а наш президент готов предъявить им даже кузькину мачеху.
Другие шаги назад — попытки вернуть цензуру. Они давно носят откровенный характер. За запреты в творчестве, как ни странно, выступают деятели культуры. Актер и депутат Михаил Боярский уже пора-пора-порадовался на своем веку цензуре, но это было давно, в его молодости. И сейчас, полон приятных воспоминаний, он выступает за то, чтобы цензуру вернули в театр и кино. А члены экспертного совета по развитию информационного общества и СМИ при Госдуме пока-пока-покачивают перьями авторучек и готовы подписаться под предложением киномушкетера. Так и живем: один Михаил Сергеевич цензуру отменил, другой Михаил Сергеевич инициирует ее возврат.
Раз уж всех так потянуло в прошлое, то надо бы придать этому процессу еще большее ускорение и перескочить сразу в позапрошлое. В царскую Россию с ее крепостными крестьянами и помещиками-самодурами. И тогда мечта оказаться в СССР будет выглядеть прогрессивной: не назад в СССР, а вперед в СССР. Как там будет хорошо при советской власти! Колхозы, трудодни, ВДНХ, ВЦСПС, любовь, комсомол и весна…
Остался один вопрос: а где окажутся физики, которые сейчас разрабатывают алгоритмы управления временем и отправляют электрон в прошлое на 0,06 наносекунды? Кто где. В основном — в лабораториях. За исключением тех, кто на картошке или в шарашке.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»