В понедельник после встречи с президентом Путиным губернатор Марина Ковтун подала заявление об отставке. Известно об этом стало на следующий день, когда глава Кольского Заполярья, прервав поездку в Москву, экстренно вылетела в Мурманск, где на ночь глядя собрала заседание правительства. На сей раз — последнее.
При этом в твиттере Ковтун появилось сообщение: «В данный момент я нахожусь в самолете и лечу в Мурманск из командировки. Все остальное я не комментирую». Публично она отрицала все намеки на отставку до последнего — пока на президентском сайте не вышло официальное сообщение.
Опровержения сыпались скорее по инерции: за без малого 7 лет губернаторства СМИ отправляли ее в отставку несколько раз. Однако состоялась она лишь за полгода до очередных губернаторских выборов — шансы Ковтун победить оценивались слабо, а еще не объявленные выборы уже превратились в фарс, как только о желании участвовать в них заявила порнозвезда Елена Беркова.
За 7 лет Ковтун сумела стремительно потерять доверие элит, питавших поначалу некие надежды по отношению к губернатору-мурманчанке, рассориться как с этими самыми элитами, так и с силовиками и испачкаться в целой череде скандалов. Последний может стоить ей не только власти.
Бывший заместитель Ковтун Игорь Бабенко, который обвиняется в том, что организовал черную кассу, из которой оплачивались чиновные увеселения, дал исчерпывающие показания на губернатора.
Он рассказал в суде, что Ковтун лично определяла уровень развлечений и подарков для гостей региона — федеральных чиновников, зная, что эти подарки оплачиваются из средств, собранных с бизнеса под предлогом благотворительности. С этих же счетов финансировались личные покупки самой Ковтун. Показания Бабенко подтверждаются протоколами допросов других подсудимых, а также копией черной бухгалтерии, однако сама губернатор в суд ни разу не вызывалась.
Если после отставки она потеряет статус неприкасаемой, круг замкнется. Ведь приход Ковтун к власти был ознаменован целой чередой громких уголовных дел против ее оппонентов. В колонию был отправлен претендовавший на губернаторское кресло спикер регионального парламента Василий Шамбир, равно как и поддерживавший его влиятельный бизнесмен Геннадий Шубин. Отъехал в места не столь отдаленные и эксцентричный медиамагнат Василий Пимин, который умудрился испортить губернаторский корпоратив, учинив там драку, попавшую в эфиры федеральных каналов.
Посадки ознаменовали расцвет губернаторской карьеры, сопровождают они и закат Ковтун: обвинительный приговор уже получила ее подруга, экс-министр экологии области Эльвира Макарова. В прошлом году избежал уголовного дела, но снят с должности глава регионального УМВД Игорь Баталов, человек, также умевший дружить с главой региона. Об их совместных рыбалках на служебном полицейском вертолете рассказывают члены независимого профсоюза мурманской полиции.
Фото: Донат Сорокин/фотохост-агентство ТАСС
Рыбалка — страсть Ковтун, которую она не раз демонстрировала, размещая соответствующие фото в соцсетях.
Губернатор запомнится жителям области склонностью к красивой жизни: одной из первых госзакупок после ее назначения в 2012 году стала представительская BMW почти за 5 миллионов рублей. Четыре года спустя суммарные траты на ее командировки превысили 14 миллионов — «губерматерь», как Ковтун прозвали в Мурманске, предпочитала ночевать в элитных отелях, счета за ее суточное пребывание там доходили до 50–55 тысяч рублей. Ковтун эти траты не отрицала, в отличие от ряда закупок для ее нужд (в частности, некоего фена для чиновной головы стоимостью более 9 тысяч рублей).
В 2013 году Марина Ковтун установила самой себе ежеквартальную премию размером в 5 ее месячных зарплат. А два года спустя пыталась сократить зарплаты учителей и воспитателей (но была остановлена Верховным судом).
Самой большой проблемой «эпохи Ковтун» стала медицина. Врачи массово покидают Заполярье, а вместо того, чтоб удержать их социальными гарантиями, власть придумывает проекты ноздревского масштаба: от привлечения в регион медиков из среднеазиатских республик до подготовки докторов в пединституте.
Экологическая ситуация в области вот-вот обернется серьезным кризисом: норвежцы объявляют тревогу по случаю выбросов диоксида серы комбинатом «Печенганикель», а жителям Мончегорска местные чиновники советуют купить противогазы, чтоб спастись от выбросов «Североникеля». Оба комбината принадлежат Кольской ГМК — «дочке» «Норникеля», с влиянием компании и связывают приход к власти Марины Ковтун, скромной выпускницы техникума советской торговли, некоторое время работавшей в менеджменте КГМК.
Вместо решения насущных проблем населения власть попыталась заняться проблемами духовности. И тоже не слишком удачно. Опрометчивое и заведомо невыполнимое обещание построить вместо стадиона кафедральный собор, данное Ковтун патриарху Кириллу, стоило ей патриаршего заступничества, а благословившему ее на губернаторство митрополиту Симону — кафедры.
Один из самых диких скандалов «эпохи Ковтун» связан с жителями города Кандалакша, в 90-е годы перешедшими с парового отопления на электрообогрев.
Учрежденная правительством области убыточная компания МЖС принялась выставлять им счета за несуществующие батареи.
Люди устраивали митинги, писали президенту и дошли в итоге до Верховного суда. За несколько лет борьбы Ковтун, обещавшая «снять область с мазутной иглы», поговорить с ними не приехала ни разу. Впрочем, проблемы ЖКХ явно не ее конек. Еще в 2013 году, когда тарифы на ЖКХ в Мурманской области выросли на 225%, Марина Ковтун в ответ на президентскую критику посетовала, что «где-то банально не хватило времени разобраться во всех мелочах».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»