Кремль начал подготовку к выборам в Госдуму 2021 года. Под новый политический или идеологический курс, начатый после присоединения Крыма, нужна новая парламентская партия. Эта партия должна отвечать запросу избирателя, который поддерживает нынешний курс, но разуверился в номенклатурной «Единой России» и готов в едином порыве клеймить богатеющих богатых, западных «партнеров» и поддерживать проявления яростного патриотизма при непременной демонстрации военной мощи. Понятно, что нынешние парламентские партии КПРФ и ЛДПР за много лет обветшали и не годятся на эту роль. А вот популистская «Справедливая Россия» вполне годится, если усилить ее бодрой национал-патриотической риторикой. Явно эта идея и положила начало планам слить «СР» с отвечающей указанным критериям партией «Родина», а заодно внедрить в «СР» одного из активных идеологов «донбасской и крымской весны» бизнесмена Константина Малофеева.
В нынешних условиях это слияние может оказаться усилением не «СР», как думают руководители этой партии, а партии «Родина». «Справедливая Россия» изначально задумывалась как «второе крыло» поддержки действующей власти, но как бы оппозиционное «первому крылу» — «Единой России». При создании «СР» в 2006 году ходили даже слухи, что Кремль хочет сделать двухпартийную систему по примеру американской. «Единая Россия» будет консервативно-либеральной, а «СР» — лево-центристской, популистской. Но план не удалось реализовать. Сергей Миронов в 2010 году даже всерьез поконфликтовал с «Единой Россией», а в 2012 году выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. Потом, правда, все помирились. А «СР» постепенно покинули все реальные оппозиционеры. Серьезной альтернативой единороссам партия так и не стала. Хотя неизменно присутствует в Госдуме в пределах 13%.
Партия «Родина» в нынешнем виде существует с 2011 года. Как известно, она была создана еще в 2004 году Дмитрием Рогозиным в результате раскола прошедшего в 2003 году в парламент блока «Народно-патриотический союз Родина». Затем в 2006 году партия изменила курс с национал-патриотического на более левый, Рогозин ушел, и в 2006 году партия самораспустилась, поскольку как раз вошла в создаваемую тогда «СР». Рогозин обвинял Миронова в рейдерском захвате своей партии. Поскольку Рогозин с 2011 года занимает высокие государственные посты, председателем «Родины» является ныне единственный ее депутат в Госдуме Алексей Журавлев.
История партийного строительства «СР», а особенно «Родины», важна для понимания нынешних планов Кремля в отношении слияния этих двух партий. Главное тут в том, что если «Родина» в докрымские времена придрейфовала к социал-демократической «СР», то теперь «СР», судя по разным высказываниям Сергея Миронова, например, про то, что носители либеральных идей «похоже, и являлись проводниками идеологии западного доминирования», явно дрейфует к нынешней национал-патриотической «Родине».
При этом «СР» вроде бы не смущает и тот факт, что в 2015 году «Родина» прославилась организованным в Санкт-Петербурге «Международным русским консервативным форумом», куда собрались около 150 представителей 11 различных консервативных, националистических, праворадикальных партий европейских стран. Большинство из них выражали поддержку России в отношении присоединения Крыма, а также непризнанным республикам Донбасса, а некоторые откровенно высказывали националистические идеи. Хотя участвующие в форуме партии не запрещены в Европе и иногда даже имеют представительства в парламентах своих стран, мероприятие спровоцировало антифашистские акции протеста.
Сейчас подобных мероприятий «Родина» не проводит. Однако вряд ли идеология партии сильно изменилась с тех пор. За пять посткрымских лет в России точно сформировался массовый избиратель, который может отдать голоса партии с патриотическо-популистской риторикой. Лидер «Родины» Журавлев уже абсолютно в этом уверен — за последнее время он неоднократно объяснял, что большинство населения недовольно нынешними партиями. Теперь России нужна «партия двора, подъезда, партия действия».
В сочетании с левой риторикой «СР» о социальной справедливости в стиле «богатые богатеют, бедные беднеют, доколе» это вполне может дать желаемый результат. При этом новая «народная партия» будет каким-то образом интегрировать еще и ультраантидемократические, монархическо-православные взгляды спонсора Константина Малофеева. Впрочем, у массового посткрымского избирателя в голове левые и правые, и уже и монархические взгляды прекрасно совмещаются. Так что усиленная «Справедливой Россией» «Родина» под каким-нибудь новым названием вполне может набрать больше потолка «СР» в 13% на следующих парламентских выборах.
Весь этот конгломерат противоречивых представлений в какой-то момент может вылиться в традиционное «отнять и поделить», да еще и с национал-патриотическим уклоном. Сможет ли Кремль удержать под контролем такие настроения?
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»