Сюжеты · Общество

Ультраправые устроили теракты в двух мечетях в Новой Зеландии. 50 человек погибли

Главное

Антон Вшивцев , корреспондент
Фото: AP/TASS
Около полусотни погибших и еще столько же в больницах с огнестрельными ранениями — таковы жертвы теракта в двух мечетях города Крайстчерч, которые находится на восточном побережье Южного острова Новой Зеландии. Большего количества жертв удалось избежать потому, что полицейские обнаружили грузовик с самодельной бомбой, которую вовремя обезвредили.
Нападения
Мечети, выбранные для атаки, находились неподалеку друг от друга. Нападения начались почти одновременно — в мечети Аль-Нур на Динс-авеню около 13:40 по местному времени (3:40 мск), а в Линвуд Масджид — около 13:45. В каждой мечети был всего один нападавший, полиция также задержала мужчину в военной форме рядом со школой и еще одну женщину.
Фото: AP/ TASS
Больше всего подробностей известно об атаке на Аль-Нур, в результате которой погибли 30 человек. Нападавший — белый мужчина — начал стрелять еще снаружи: по стоявшим у входа двум мужчинам, а после — добивая очередью одного из них, который пытался уползти,— зашел внутрь, где открыл беспорядочную стрельбу. Посетители мечети в растерянности прятались по углам, один из них, безоружный, напрыгнул на стрелка в проходе, однако это не помогло.Нападение длилось около шести минут, за которые он успел один раз вернуться к машине за новыми патронами.
Осторожно: видео содержит сцены насилия и жестокости 18+
Мужчину задержали уже после атаки: проезжавший мимо водитель снял на видео, как его уложили на землю полицейские. Известно, что ему уже предъявили обвинение в убийстве, завтра он предстанет перед судом.
О второй атаке известно меньше — нападавший приехал на серебристой Subaru, всего на месте прозвучало около 20 выстрелов, причем живший по соседству мусульманин оказал сопротивление и открыл ответный огонь. По последним данным, в результате этого нападения погибли около 10 человек.
Мотивы
СМИ узнали имя нападавшего — это 28-летний австралиец Брентон Таррант, недавно, по данным властей, переехавший в Новую Зеландию. Незадолго до атаки он выложил в твиттер 74-страничный манифест, в котором рассказал о ненависти к политике мультикультурализма и мигрантам, а также назвал себя «этно-националистом и эко-фашистом», а свой поступок — терактом.
В манифесте-катехизисе Таррант отвечал на свои же вопросы, попутно ссылаясь на распространенные в правых кругах мемы. Например, самого себя он именовал «уничтожителем кебабов» (отсылка к боснийскому геноциду 1995 года), своим вдохновителем он шутя называл афроамериканку Кэндис Оуэнс, открыто поддерживающую республиканцев («С каждым ее откровением стремление к насилию во мне побеждало над смирением»), а также призывал подписаться на одного из крупнейших ютьюберов PewDiePie, которого ранее обвиняли в поддержке правых. «Создавайте, постите и распространяйте мемы. Они сделали для этно-националистов больше, чем любой манифест», — писал он.
Кадр из трансляции Брентона Тарранта в соцсетях
Во время нападения он вел прямую трансляцию в интернете, и хотя Facebook, Instagram и Twitter тут же удалили его аккаунты, перезаливы записи все еще доступны в Сети. Трансляцию он начал со слов «Да начнется вечеринка», пока ехал на машине под пропагандистскую песню Serbia strong, — и на переднем сидении, и в багажнике у него лежали по несколько самозарядных винтовок, которые были расписаны надписями. Сам нападавший при этом был в военной форме.
Журналисты из Daily Sabah изучили надписи на оружии — помимо слоганов, вроде «Вот вам, соглашение о мигрантах» и «14 слов», Таррант также перечислил там своих предполагаемых кумиров. Там, в частности, оказались военные, руководившие противостоянием против Османской империи (например, герой турецко-венецианской войны XVII века Байо Пивлянин и российский адмирал Дмитрий Сенявин). Таррант уделил место и современникам — на винтовках он написал об осужденном за стрельбу по африканским мигрантам итальянце Луке Траини и открывшего огонь в мечети в Квебеке Александра Бисонетта.
Скриншоты из аккаунта Брентона Тарранта в Twitter
Сейчас по всей стране был объявлен высокий уровень опасности, все мечети в Новой Зеландии закрыты. Особый режим до вечера действовал и в Крайстчерче: школы закрылись, местных жителей попросили не покидать дома, а на месте по-прежнему оставалась полиция. Личности погибших устанавливаются.
Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн в своем выступлении также назвала произошедшее терактом: «Я бы описала нападавших как экстремистов, которым нет места как в Новой Зеландии, так и — на деле — в этом мире <..> Эта атака произошла не оттого, что потворствуем расизму и собираем радикалов. Наоборот, потому что мы выступаем за разнообразие. Мы — дом для тех, кто разделяет наши ценности, убежище для тех, кто в нем нуждается. И эти основы не разрушит ни один теракт».