В конце февраля дирекция парка «Монрепо» на своем официальном сайте опубликовала сообщение под заголовком «Международный ИКОМОС положительно оценил реставрацию в парке "Монрепо"».
Оно отсылало к письму президента Международного научного комитета ИКОМОС по совместному архитектурно-градостроительному наследию (ISC SBH) Зигфрида Эндерса, на которого будто бы «произвели отличное и убедительное впечатление» проводимые в парке работы по реконструкции и реставрации.
Как выяснилось, переврали не только имя уважаемого эксперта, названного на сайте музея-заповедника Зигрифтом. ISC SBH не представляет весь ИКОМОС в целом — это всего лишь один из 28 его научных комитетов. Да и сама новость о письме доктора Эндерса, растиражированная многими СМИ, оказалась фейком.
«"Письма" президента ISC SBH Зигфрида Эндерса, на которое ссылается дирекция, не существует, — разъяснил вице-президент национального комитета ИКОМОС (Россия) и глава его петербургского подразделения Сергей Горбатенко. — Использованная строка взята из статьи выпуска бюллетеня ISC SBH (2019, № 1), подписанного господином Эндерсом. В этом выпуске подводились итоги работы ISC SBH за 2018 год, в том числе рассказывалось о летнем визите в Выборг и Петербург. Но там следом за процитированной строкой идет и другая: «Наши финские и российские коллеги были обеспокоены некоторыми аспектами реставрационных работ и просили нас выразить озабоченность» (Our Finnish and Russian colleagues were concerned about some aspects of the restoration work and requested us to express concern). Именно в таком виде скан статьи был выложен на сайте «ИКОМОС Россия». Однако эта заключительная фраза исчезла при публикации текста на сайте музея-заповедника».
Кроме того, как отмечают в петербургском ИКОМОС, летний визит представителей ISC SBH в Монрепо занял лишь около часа, да и специалистов в области реставрации исторических садов и парков не было в составе делегации. Памятники такой категории относятся к компетенции специального научного комитета ИКОМОС по культурным ландшафтам, действующего совместно с Международной федерацией по ландшафтной архитектуре (ISCCL-IFLA). То, что им еще только предстоит дать свою оценку происходящего в Монрепо, как раз и обсуждалось на летней встрече. Главной же задачей ISC SBH является изучение и поддержка усилий по сохранению памятников предшествующих культур на территориях, изменивших свою государственную принадлежность «из-за войн, лишений и других социально-экономических причин».
В этом контексте, конечно, доктор Эндерс не мог не выразить восторга тем, что Монрепо не сровняли с землей (как это, увы, не раз случалось с финским наследием в нынешних российских границах), а хоть как-то реновируют.
«Во время своего пребывания в Выборге доктор Эндерс передвигался на предложенной мной машине, что позволило нам достаточно плодотворно побеседовать и определить позиции, — вспоминает градозащитник и публицист Андрей Коломойский. — Господин Эндерс неоднократно говорил, что он, равно как и вся приехавшая с ним международная группа, совершает лишь ознакомительный тур, в котором Монрепо только одна из многих посещенных точек, о состоянии которой, безусловно, лучше знают его российские и финские коллеги. А также о том, что его экспертная компетенция — не ландшафтные парки».
По словам Сергея Горбатенко, побывавшие в Выборге члены ISC SBH высоко оценили исключительно сами усилия по реновации («обновлению») объекта, но никоим образом не сохранение парка как исторического — утрата его подлинности ради «приспособления», сопровождавшаяся вырубкой 2500 деревьев, возмутила представителей ИКОМОС Петербурга, Федерального научно-методического совета и ИКОМОС Финляндии, что нашло отражение в целом ряде публикаций.
Распространение фейковой положительной оценки реставрации Монрепо от имени всего ИКОМОС вызвало изумленные отклики историка Монрепо Евы Руофф и куратора Выборга по линии ИКОМОС Финляндии Нетты Бёэк.
Президент ИКОМОС Финляндии Минна Сильвер прислала российским коллегам бюллетень Международного комитета по документации наследия (CIPA, 2019, February, № 16), где в ее статье сказано:
«Случай с парком "Монрепо" и мероприятия по его реконструкции привлекли тревожное внимание международного сообщества по наследию».
А госпожа Бёэк направила обращение ИКОМОС Финляндии губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко и директору музея-заповедника «Монрепо» Александру Буянову.
Напоминая о том, что исторический парк «Монрепо» с его деревянными памятниками является редким примером уцелевшего ландшафтного комплекса в суровом северном климате, ИКОМОС Финляндии подчеркивает: такой объект «заслуживает самого деликатного и научно мотивированного сохранения и восстановления, без потери материальной подлинности, красоты и присущего ему духа места». Но озабоченность применяемых в Монрепо методик все возрастает, отмечается в обращении. Своего апогея она достигла в январе нынешнего года, когда был полностью разобран Библиотечный флигель и аналогичная угроза нависла над главным усадебным домом.
Библиотичный флигель до и после «реставрации» / Фото: @save_monrepo
После совещания на месте с участием таких специалистов в области деревянного зодчества, как Михаил Мильчик и Ирен Хаустова, удалось договориться о временном моратории на работы по историческим зданиям.
ИКОМОС Финляндии, разделяя тревогу этих специалистов и ИКОМОС Петербурга, призывает следовать принципам сохранения наследия, принятым в 2017 году 19-й Генеральной Ассамблеей ИКОМОС и Флорентийской хартии об исторических садах 1982 г. Среди них перечисляются те, которым в первую очередь необходимо следовать в случае Монрепо:
- Вмешательства должны быть минимально необходимы и обратимы, дабы не наносить ущерба подлинности памятника и оставлять возможность для будущих работ по сохранению.
- Работы по поддержанию и консервации, направленные на сохранение подлинности, всегда должны иметь приоритет перед требованиями современного общественного использования.
- Все мероприятия должны обеспечивать сохранение духа этого места.
- Все составляющие элементы должны рассматриваться вместе, поскольку разобщенность действий может повредить единству целого.
Подчеркивается, что парк «Монрепо» формировался в несколько исторических этапов, и это должно учитываться в проекте его реставрации. Тогда как воплощение первоначальных и нереализованных в действительности планировок «не может оцениваться как реставрация» (напомним, именно обращение к таким нереализованным изначальным чертежам было взято на вооружение проектировщиками и привело к масштабным вырубкам здоровых деревьев).
Также указывается, что демонтаж и переборка исторических деревянных зданий «неприемлемы в качестве метода восстановления» — «реставрация всегда должна пытаться сохранить как можно большую часть подлинности».
ИКОМОС Финляндии призывает губернатора Ленобласти и директора музея-заповедника со всей серьезностью рассмотреть рекомендуемые международные принципы реставрации, следование которым помогло принести пользу многим объектам культурного наследия.
Пока же реконструкторы Монрепо продолжают игнорировать не только эти принципы, но и российское законодательство: работы ведутся без утвержденного предмета охраны.
Их попытка прикрыться фейковой новостью о якобы полученном одобрении ИКОМОС — из серии любви к отеческим граблям. В разгар битвы с газпромовским небоскребом на Охтинском мысу «компания № 1», помнится, тоже запустила дезу о том, будто посетивший Петербург директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарин горячо поддержал проект газоскреба. Господин Бандарин, проинформированный градозащитниками о приписываемых ему словах, вынужден был публично дезавуировать эту ложь. Сопроводив свои комментарии довольно жесткими оценками угрожающего небесной линии Петербурга небоскреба, от чего воздерживался прежде. В общем, эффект получился ровно противоположный тому, на который рассчитывали недобросовестные пиарщики башни. Как видно, история по-прежнему ничему не учит.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»