Колонка · Культура

Почему провалился «Гурвинек»?

Очередная расчистка проката чиновниками вышла боком двум картинам и, главное, зрителям

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Кадр из фильма «Гурвинек»
Из-за бойкота кинотеатров российско-чешский мультфильм, над которым работала команда, снимавшая ленту о «Белке и Стрелке», собрал в полтора раза меньше, чем планировалось. Анимационная картина «Гурвинек. Волшебная игра» с бюджетом 385 000 000 рублей (данные «Кинопоиска»), созданная при поддержке Минкульта и Фонда кино, собрала в первые выходные проката всего 14 миллионов рублей. Известно, что 7–10 марта ленту показали в 743 из 1900 кинотеатров, работающих в России.
Весь сыр-бор случился из-за двух скромных семейных анимационных картин, а точнее, из-за очередной расчистки проката. Ради привлечения интереса к «Гурвинеку» чиновники не выдали прокатное удостоверение и таким образом сдвинули выход бельгийского анимационного мультфильма «Королевский корги».
В ответ киносети практически объявили бойкот «Гурвинеку».
Впервые обычно покладистый, договороспособный кинобизнес объединился.
Ассоциация владельцев кинотеатров и киносети «Синема стар», «Каро» и «Киномакс» проигнорировали фильм о чешском национальном герое. Вместе они контролируют около двух тысяч кинозалов в стране и около половины продаж кинобилетов.
Министерство культуры в последние годы регулярно меняет даты проката иностранного кино в пользу отечественного. «Форсаж 8» переносили ради фильма «Время первых», «Мстителей…» — ради «Собибора». После очередного скандала пришлось вернуть даты выхода «Паддингтона 2».
И вот на днях Минкульт не выдал прокатчику «Королевского корги» прокатное удостоверение, предложив перенести начало показа на конец марта или начало апреля.
Вновь, как и в случае с «Паддигтоном 2» и «Распрекрасным принцем», министерство сдвигает фильм компании «Вольга», как представляется чиновникам, слишком неуступчивой и упрямой. Министр культуры Владимир Мединский считает, что у компании «Вольга» «отсутствует профессионализм в деле проката», так как разногласия из-за даты премьер возникают только с этой компанией. Минкульт настаивает на том, что это сами «прокатчики картин «Гурвинек. Волшебная игра» и «Королевский корги» не договорились по поводу одновременного выхода указанных фильмов 7 марта».
Известно, что «подстольные» переносы зарубежных фильмов сегодня не редкость. Просто на этот раз кинотеатры и бизнес громко заявили о своем недовольстве. По их мнению, чиновники разрушают рынок. Представители дистрибьюторов и кинотеатров считают, что у прокатного удостоверения вообще не должно быть даты.
Формально, не только «Корги», но и «Гурвинек» оказался жертвой конфликта, провалившись в прокате. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что продюсеры слабой картины о жизнерадостном чешском десятилетнем мальчике, страстно желающем завершить последний уровень компьютерной игры, наоборот, только выиграли от этого скандала. Теперь у них есть оправдание, что низкие сборы — результат исключительно бойкота кинотеатров, а не качества ленты.
обновление

«Это настоящий коммерческий провал»

Минульт обвинил продюсеров в неумении договориться с сетями кинотеатров и в итоге — в провале картины «Гурвинек» в прокате. Месяц министерство убеждало продюсеров договориться, рассказывают «Ведомости» со ссылкой на директора департамента кинематографии Минкульта Ольгу Любимову, но компромисс найден не был. «Если к минкульту относиться, как к золотой рыбке, рано или поздно окажешься у разбитого корыта», — комментирует чиновница ситуацию, называя ее «настоящим коммерческим провалом».
В любом случае выйди оба фильма во время долгого уик-энда, выиграли бы все.
Прокатчики, кинотеатры, дистрибьюторы. Но главное, зрители, которые могли бы всей семьей посмотреть два мультфильма. В уик-энд выходит до 10 картин. И сам зритель, без чистильщиков сверху, выбирает, что ему смотреть.
Главная проблема нашей прокатной системы — отсутствие многозальных кинотеатров. Из 1800 кинотеатров едва ли не 500 однозальники. А однозальный кинотеатр более управляемый, скованный в составлении репертуара. Прогнозируя ситуацию в будущем, эксперты замечают с горькой иронией: «Может быть, вообще запретить иностранным фильмам выходить в праздники? Число российских картин растет. Мы с успехом бьемся за долю отечественного кино в прокате. И значит, непременно найдется отечественный опус, из-за которого «иностранцу» придется «подвинуться».