Сюжеты · Политика

Ударный аргумент

Официальная позиция СК: если ты сторонник Навального, нечего жаловаться на полицейское насилие

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Данил Большаков и Даниил Маркелов — сотрудники штаба Алексея Навального в Красноярске. 5 мая прошлого года они принимали участие в акции оппозиционера «Он нам не царь» в центре города. Шествие было несанкционированным — на нем задержали, по данным ОВД-Инфо, 35 человек.
Маркелову во время задержания разбили телефон. Затем его сильно ударили по правому боку — позже он пожаловался на боль в районе почек.
В служебной машине сотрудник полиции причинял ему физическую боль, по словам мужчины, специально сдавливая запястье и словесно оскорбляя.
Большакова задерживали не менее жестко — он был на акции с девушкой, они просто гуляли, но в какой-то момент их «оттолкнули люди в касках и бронежилетах». Большаков упал на тротуар, после чего его вытащили из толпы, порвали куртку и ремень, а один из полицейских ударил активиста в левый глаз.
Мужчины пожаловались на «превышение должностных полномочий с применением насилия» со стороны полиции, однако Следственный комитет в возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст.286 УК РФ отказал, сославшись на то, что активисты являются сотрудниками местного штаба Навального.
А Навальный, в свою очередь, «как известно, является оппонентом руководству Российской Федерации во главе с президентом Российской Федерации — Путиным В.В»,
— сказано в официальном постановлении СК об отказе в возбуждении дела.
До этого выдающегося фрагмента в тексте постановления [есть в распоряжении “Новой”] всего лишь приводятся показания двух сторон: каждого из потерпевших и стороны полиции. Большаков и Маркелов рассказывают о том, как их задерживали, применяя физическую силу, а сотрудники полиции это отрицают и описывают свою версию произошедшего. Затем следует весьма неожиданный вывод: «Анализируя в совокупности материалы проверки, органы предварительного следствия приходят к выводу о том, что отсутствует событие преступления <…>,
поскольку доводы Большакова Д.В. не нашли объективного подтверждения, так как Большаков Д.В. является сторонником Навального А.А.».
— Дело даже не в том, что довод странный, — говорит «Новой» глава юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов. — Эффективное расследование предполагает, что следствие не будет смотреть на политические пристрастия, на социальное положение, на гражданство и прочее. Абсолютный запрет бесчеловечного обращения действует на всех. Следователь (Алия Низамеевастарший следователь следственного отдела по Железнодорожному району Красноярска.Ред.) решила проявить фантазию и объяснила, почему нельзя верить заявителям о факте применения насилия со стороны полиции. Следователь при вынесении решения дает свою оценку происходящему, и она просто верит больше словам сотрудников полиции, нежели заявителям, которые говорят о применении насилия со стороны этой полиции.
Сам Алексей Навальный в твиттере так прокомментировал происходящее в Красноярске: «Ну это новое слово в юриспруденции, конечно. Теперь Следственный комитет официально пишет, что это такое юридическое обоснование недоверия к человеку: «Он состоит в штабе Навального, который, как известно, является оппонентом президента Путина».