Сюжеты · Общество

По заявкам «радиослушателей»

Обозревателя «Эха Москвы в Пскове» Светлану Прокопьеву обыскали и допросили из-за колонки о прошлогоднем теракте в архангельском УФСБ

18:30, 07.02.2019
Ирина Тумакова , спецкор «Новой газеты»
Светлана Прокопьева. Фото из архива
Светлана Прокопьева. Фото из архива
Журналистке грозит тюремный срок за публичное оправдание терроризма. Так следствие истолковало ее авторскую колонку, прозвучавшую на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» и позже опубликованную на «Псковской ленте новостей».
Светлане повезло: после пятичасового обыска у нее дома и трехчасового допроса ее отпустили домой, взяв обязательство о явке. А все знакомые и коллеги готовились назавтра идти в суд и провожать Светлану в СИЗО.
— Все могло быть гораздо хуже, — сказала она «Новой» вскоре после выхода от следователя. — Могли, например, что-то сломать у меня дома, а не просто разгромить.
Как мне объяснили, это был обыск в мягком варианте. Я читала, что обыски — это ужасно, но на себе это испытать… Это кошмар, это жуткий стыд.
Но облегченно выдохнуть и радоваться за Светлану Прокопьеву рано, потому что все еще только начинается. Ей инкриминируют часть 2 статьи 205.2 о публичном оправдании терроризма. До восьми вечера она сидела у следователя, но в тот вечер ее еще даже не допросили.
— По сути, это не было допросом, — добавила она. — Меня знакомили с экспертизами, с моим преступлением, я много чего подписывала. Допрос будет завтра.
По словам адвоката Татьяны Мартыновой, обвинение ее доверительнице в среду предъявлено не было, она осталась в статусе подозреваемой.
Что следствие не забыло сделать — это поскорее взять со Светланы и ее адвоката Татьяны Мартыновой подписки о неразглашении. По доброй традиции, заложенной СК в новейшей истории, дальше мы сможем узнавать в основном его, следствия, версии.
До начала сотрудничества с «Эхом Москвы в Пскове» Светлана Прокопьева была главным редактором газеты «Псковская губерния». Это при ней в 2014 году выходило, например, расследование о гибели псковских десантников в Донбассе. Утром 6 февраля она вернулась из Москвы, где участвовала в презентации книги «Россия и Украина. Дни затмения». Вернулась — и попала на обыск.
Поводом для возбуждения уголовного дела стал выпуск авторской программы Светланы «Минутка просветления» на «Эхе Москвы в Пскове» 6 ноября прошлого года. Она говорила о теракте в Архангельске, где 17-летний подросток подорвал себя у входа в здание УФСБ.
В тексте нет ни слова, указывающего на оправдание терроризма или, упаси боже, призывы к нему. Наоборот, Светлана называет теракт «недопустимой, совершенно невозможной и неприемлемой мерой». К тому же аудитория «Эха Москвы в Пскове» невелика, радио вещает в радиусе максимум 50 километров, аудиоверсия колонки могла просто остаться незамеченной. Но текст вышел и на сайте «Псковской ленты новостей», где его уже можно было, если возникло желание к чему-то прицепиться, найти через поисковики.
Роскомнадзор нашел текст и отправил на экспертизу. Не куда-нибудь, а в подведомственное ему же, Роскомнадзору, ФГУП «Главный радиочастотный центр». Профильная функция ведомства — организационно-технические мероприятия по обеспечению надлежащего использования радиочастот. Но работают там, оказывается, не только «физики», но и вполне себе «лирики», способные, если надо, провести и лингвистический анализ. И на вопрос «Содержатся ли в представленном материале высказывания, оправдывающие терроризм?» они ответили, разумеется, утвердительно.
«Эху» и «Псковской ленте новостей» в декабре 2018 года Роскомнадзор вынес предупреждения. Оба издания сразу удалили материал. А 6 февраля мировой суд в Пскове оштрафовал «Эхо» на 150 тысяч рублей. Для радиостанции огромная сумма. Аккурат в этот же день пришли и домой к Светлане.
Обыск у журналиста проводили с показательной помпой. С самого утра вокруг дома опасной личности поставили вооруженное оцепление, а само мероприятие начали в полдень. В течение пяти часов у Светланы искали улики, которые должны были бы показать, как сильно Прокопьева оправдывает терроризм. Изъяли компьютер, телефон, словом — стандартный в таких случаях комплект.
Как рассказал «Новой» главный редактор «Эха Москвы в Пскове» Максим Костиков, на радио тоже пришли.
— Это назвали не обыском, а осмотром места происшествия, — сказал он. — Дознаватель осматривал студию, рабочие компьютеры, звуковое оборудование. Изъял аудиофайл с тем выпуском программы Светланы.