Московская мэрия не согласовала проведение 10 февраля акции «Марш материнского гнева» в поддержку преследуемых по политическим мотивам активистов. Решение было принято по формальным причинам — согласно закону «О митингах», уведомление о публичном мероприятии должно подаваться не позднее 10 дней до дня его проведения. В ответе мэрии говорится, что документ был подан 1 февраля и в соответствии с ч. 5 ст. 5 ФЗ «О митингах» организаторы «не вправе его проводить».
«Я уверена, что чиновники манипулируют сроками так, как им удобно, в зависимости от ситуации. Если им нужно срочно создать провластное мероприятие на площади, на которой хотят выступить оппозиционеры, то принять уведомление менее чем за 10 дней до события и быстренько его согласовать не составляет труда. Для них это привычная практика. Они по-своему могут исчислять сроки, перетолковывать закон «О митингах». Я считаю, что он главным образом и существует для ограничения прав граждан на свободу мирных собраний», — рассказала «Новой» один из заявителей акции Варвара Грязнова.
Участники мероприятия планировали устроить шествие от Новопушкинского сквера до площади Пречистенские Ворота, чтобы обратить внимание на преследование политических и общественных активистов. Среди них — координатор «Открытой России» в Пскове Лия Милушкина, которую [обвинили](https://www.novayagazeta.ru/news/2019/01/18/148461-v-pskove-arestovali-aktivista-shtaba-navalnogo-po-delu-o-sbyte-amfetamina) в сбыте наркотиков в особо крупном размере (ч. 4 ст. 228.1 УК). С 18 января она находится под домашним арестом, а ее муж, Артем Милушкин, — в СИЗО. У пары двое малолетних детей.
Еще одна активистка, в поддержку которой планировали выйти участники акции, — член федерального совета «Открытой России» Анастасия Шевченко. Она стала первым фигурантом уголовного дела о «нежелательной организации» (ст. 284.1 УК) после двух административных штрафов по ст. 20.33 КоАП. Это стало основанием для того, чтобы поместить Шевченко под домашний арест. 30 января ее 17-летняя дочь попала в реанимацию с обострением обструктивного бронхита и там [скончалась](https://www.novayagazeta.ru/news/2019/02/02/148906-chlena-otkrytoy-rossii-anastasiyu-shevchenko-otpustyat-iz-pod-domashnego-aresta-na-pohorony-docheri). Поздним вечером следователь все же разрешил Шевченко остаться с дочерью в больнице. У женщины остались на воспитании еще двое несовершеннолетних детей.
«Сегодня преследование женщин, матерей за то, что они хотят лучшего будущего, лучшей организации государства и общества в нашей стране, — стало обыденностью. Но мы не должны к этому привыкать! Не должны с этим мириться. Мы, женщины, которые имеют активную гражданскую позицию, призываем всех граждан присоединиться к нашему протесту и нашему требованию: свободу Анастасии Шевченко, Лии Милушкиной и всем политзаключенным!» — говорится в группе мероприятия на фейсбуке.
Несмотря на отказ мэрии в проведении марша, участники все равно планируют пройти с 13.00 по 15.00 по выбранному ранее маршруту. «В Москве нет комендантского часа, нет чрезвычайного положения, граждане могут спокойно гулять. Основываясь на этом, мы в условленное время пойдем по пешеходной части бульвара», — рассказала Грязнова.
Она подчеркнула, что не рекомендует приносить плакаты и звукоусиливающее оборудование, поскольку в таком случае прогулка превратится в несогласованное массовое мероприятие: «Если мы заметим, что кто-то впереди нас пытается идти с плакатами и выкрикивать лозунги, мы будем сразу вызывать полицию, потому что это явно будет провокацией».
К акции поддержки незаконно преследуемых активистов присоединились несколько российских городов. В Екатеринбурге власти согласовали пикет, в Санкт-Петербурге — отказали в проведении публичного мероприятия. Также акции запланированы в Ярославле и Орле.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»