Если произнесешь фамилию «Гельман», молодые сразу же отреагируют. Ну как же, известный галерист, бунтарь на ниве современного искусства, вольнодумец. Кстати, зовут его Марат. Но сейчас речь о другом Гельмане, отце Марата. Этого помнит старшее поколение. Сценарий фильма «Премия», ставшего потом спектаклем в БДТ и во МХАТе. «Мы, нижеподписавшиеся», «Скамейка»… Все это ставил МХАТ, нашедший в Александре Гельмане любимого драматурга, удовлетворявшего жажду худрука театра Олега Ефремова на социальную утопию, которая бы показывала правильный путь для замороженного (или уже отмороженного?) советского режима. А кроме МХАТа пьесы Гельмана ставила вся советская провинция и еще 30 стран мира.
Родившийся в октябре 1933 года в молдавской провинции Александр Исаакович Гельман хлебнул радостей двадцатого века, да еще и в СССР, по самое не могу. Достаточно сказать, что из четырнадцати членов его семьи, попавших во время войны в гетто, уцелели только двое — он и его отец. А трудовой путь А. Гельмана был крайне разнообразен — он и на чулочной фабрике работал, и после окончания военного училища шесть лет служил — в том числе на Камчатке, и фрезеровщиком был, и корреспондентом в провинциальных газетах. А в пятидесятые начал писать рассказы, сценарии (вот, например, один, по которому был снят популярный фильм «Ксения — любимая жена Федора») и пьесы.
Позднее Гельман был и членом КПСС (вышел из рядов в 1990 году), и народным депутатом (Межрегиональная группа), и подписантом нелюбезных власти писем — в защиту НТВ и против чеченской войны…
А вот сейчас — новый поворот в творческой биографии Александра Гельмана: он начал писать стихи. И пусть он меня простит — на старости лет. Впрочем, Гельман сам осознает неожиданность такого поворота. В этом возрасте пишут в основном мемуары, а он… Но в том-то и дело, что его стихи — в каком-то смысле честные и даже безжалостные к себе мемуары — свидетельства переживаний немолодого человека перед близким свиданием с Вечностью. Да извинит меня Александр Исаакович за, быть может, неуместный пафос, которого он в своих стихах избегает.
Его стихи — преимущественно верлибры. Я русские верлибры не люблю. За умозрительность и, как правило, отсутствие узнаваемой интонации, вообще звука. Исключение составляют блоковское «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», да некоторые верлибры Бурича, ну и еще немногое. Теперь в этом моем коротком списке уверенно появился Гельман. В его верлибрах есть и та «последняя прямота», и то «чувство правоты», которые и определял как суть поэзии Мандельштам. Он совершенно не лукав и абсолютно честен перед собой в каждой строчке. А еще и афористичен. Тут, наверное, сказался большой драматургический опыт Гельмана — с каждого спектакля зритель должен уносить в своей голове хотя бы две-три фразы.
Я очень рад, что Союз писателей Москвы в этом году решил вручить свою премию «Венец» Александру Гельману — в сущности, молодому поэту.
#### **Александр Гельман**
#Дайте свободу памяти
*** * ***
_Я — тишина,
нет, нет, не молчание,
не немота, не рот на замке,
я — живая тишина, не мертвая,
просто не кричать, не визжать,
не взрывать атомные бомбы,
не хлопать в ладони, как сумасшедшие,
когда на горизонте появляется вождь,
не превращать человека в крик,
я — тишина,
я беру в правую руку дар речи,
в левую — дар молчания,
я за союз атеистов и верующих,
левых и правых,
наших и ваших,
невозможное возможно,
оставаясь невозможным,
не соглашайтесь, спорьте,
отворачивайтесь при встрече,
не подавайте руки,
допускается обмен пощечинами,
но зачем убивать того,
кто сам скоро умрет —
бессмертных врагов не бывает.
Я — тишина,
я — тишина,
я — тишина._
*** * ***
_Бывают гнетущие, тяжелые ожидания,_
_которые, ты знаешь, неизбежно
сбудутся,
но стараться их не допустить
необходимо.
Существуют жестокие, коварные
истины,
которые, ты знаешь, изменить нельзя,
но стараться их изменить
необходимо.
Благословен напрасный труд!_
*** * ***
_Кто прав, кто неправ —
откуда нам знать?
Время покажет.
Сколько ушло поколений,
уверенных в своей правоте, —
как они ошибались!
Время — щадящее зеркало:
показывает, чего мы стоим,
когда нас уже нет на свете._
*** * ***
_Страна командиров,
каждый кем-то командует,
в крайнем случае сам над собой
начальник._
*** * ***
_Дайте свободу памяти,
распеленайте ее,
чтоб ей было наплевать на все,
кроме того, что она помнит.
Нет у нас другой защиты,
кроме свободной памяти,
которой наплевать на все,
кроме того, что она помнит._
*** * ***
_Внутри смысла капля бессмыслицы —
ах, какой интеллектуальный шарм!
Чей-то ум бессмертия ради
уничтожит земной шар._
_Чем я могу себе помочь?
Словами, больше ничем,
слова — мои лекари,
все превращается в слова,
непоименованное не существует._
*** * ***
_Выдумай себе будущее —
что может тебе помешать?
уверенность, что его не будет?
а что такое уверенность?
возьми себе другую, любую
уверенность —
все они одинаковые._
*** * ***
_Как говорит Сережа Бархин:
каждая встреча
может оказаться последней —
до несвидания,
до непока,
до нигде/никогда,_
*** * ***
_Остается лишь неуверенная
уверенность в том,
что есть какое-то оправдание тому,
что мы здесь побывали._
*** * ***
_О, эти ответы,
которые являются
раньше вопросов._
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»