Сюжеты · Культура

Известный драматург стал молодым поэтом

И это все о нем — об Александре Гельмане, которому 28 января вручили премию Союза писателей Москвы — за стихи

Олег Хлебников , ведущий рубрики «Настоящее прошлое»
Фото: Юрий Самолыго / ТАСС
Если произнесешь фамилию «Гельман», молодые сразу же отреагируют. Ну как же, известный галерист, бунтарь на ниве современного искусства, вольнодумец. Кстати, зовут его Марат. Но сейчас речь о другом Гельмане, отце Марата. Этого помнит старшее поколение. Сценарий фильма «Премия», ставшего потом спектаклем в БДТ и во МХАТе. «Мы, нижеподписавшиеся», «Скамейка»… Все это ставил МХАТ, нашедший в Александре Гельмане любимого драматурга, удовлетворявшего жажду худрука театра Олега Ефремова на социальную утопию, которая бы показывала правильный путь для замороженного (или уже отмороженного?) советского режима. А кроме МХАТа пьесы Гельмана ставила вся советская провинция и еще 30 стран мира.
Родившийся в октябре 1933 года в молдавской провинции Александр Исаакович Гельман хлебнул радостей двадцатого века, да еще и в СССР, по самое не могу. Достаточно сказать, что из четырнадцати членов его семьи, попавших во время войны в гетто, уцелели только двое — он и его отец. А трудовой путь А. Гельмана был крайне разнообразен — он и на чулочной фабрике работал, и после окончания военного училища шесть лет служил — в том числе на Камчатке, и фрезеровщиком был, и корреспондентом в провинциальных газетах. А в пятидесятые начал писать рассказы, сценарии (вот, например, один, по которому был снят популярный фильм «Ксения — любимая жена Федора») и пьесы.
Позднее Гельман был и членом КПСС (вышел из рядов в 1990 году), и народным депутатом (Межрегиональная группа), и подписантом нелюбезных власти писем — в защиту НТВ и против чеченской войны…
А вот сейчас — новый поворот в творческой биографии Александра Гельмана: он начал писать стихи. И пусть он меня простит — на старости лет. Впрочем, Гельман сам осознает неожиданность такого поворота. В этом возрасте пишут в основном мемуары, а он… Но в том-то и дело, что его стихи — в каком-то смысле честные и даже безжалостные к себе мемуары — свидетельства переживаний немолодого человека перед близким свиданием с Вечностью. Да извинит меня Александр Исаакович за, быть может, неуместный пафос, которого он в своих стихах избегает.
Его стихи — преимущественно верлибры. Я русские верлибры не люблю. За умозрительность и, как правило, отсутствие узнаваемой интонации, вообще звука. Исключение составляют блоковское «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…», да некоторые верлибры Бурича, ну и еще немногое. Теперь в этом моем коротком списке уверенно появился Гельман. В его верлибрах есть и та «последняя прямота», и то «чувство правоты», которые и определял как суть поэзии Мандельштам. Он совершенно не лукав и абсолютно честен перед собой в каждой строчке. А еще и афористичен. Тут, наверное, сказался большой драматургический опыт Гельмана — с каждого спектакля зритель должен уносить в своей голове хотя бы две-три фразы.
Я очень рад, что Союз писателей Москвы в этом году решил вручить свою премию «Венец» Александру Гельману — в сущности, молодому поэту.
#### **Александр Гельман**
#Дайте свободу памяти
*** * ***
_Я — тишина, нет, нет, не молчание, не немота, не рот на замке, я — живая тишина, не мертвая, просто не кричать, не визжать, не взрывать атомные бомбы, не хлопать в ладони, как сумасшедшие, когда на горизонте появляется вождь, не превращать человека в крик, я — тишина, я беру в правую руку дар речи, в левую — дар молчания, я за союз атеистов и верующих, левых и правых, наших и ваших, невозможное возможно, оставаясь невозможным, не соглашайтесь, спорьте, отворачивайтесь при встрече, не подавайте руки, допускается обмен пощечинами, но зачем убивать того, кто сам скоро умрет — бессмертных врагов не бывает. Я — тишина, я — тишина, я — тишина._
*** * ***
_Бывают гнетущие, тяжелые ожидания,_
_которые, ты знаешь, неизбежно сбудутся, но стараться их не допустить необходимо. Существуют жестокие, коварные истины, которые, ты знаешь, изменить нельзя, но стараться их изменить необходимо. Благословен напрасный труд!_
*** * ***
_Кто прав, кто неправ — откуда нам знать? Время покажет. Сколько ушло поколений, уверенных в своей правоте, — как они ошибались! Время — щадящее зеркало: показывает, чего мы стоим, когда нас уже нет на свете._
*** * ***
_Страна командиров, каждый кем-то командует, в крайнем случае сам над собой начальник._
*** * ***
_Дайте свободу памяти, распеленайте ее, чтоб ей было наплевать на все, кроме того, что она помнит. Нет у нас другой защиты, кроме свободной памяти, которой наплевать на все, кроме того, что она помнит._
*** * ***
_Внутри смысла капля бессмыслицы — ах, какой интеллектуальный шарм! Чей-то ум бессмертия ради уничтожит земной шар._
_Чем я могу себе помочь? Словами, больше ничем, слова — мои лекари, все превращается в слова, непоименованное не существует._
*** * ***
_Выдумай себе будущее — что может тебе помешать? уверенность, что его не будет? а что такое уверенность? возьми себе другую, любую уверенность — все они одинаковые._
*** * ***
_Как говорит Сережа Бархин: каждая встреча может оказаться последней — до несвидания, до непока, до нигде/никогда,_
*** * ***
_Остается лишь неуверенная уверенность в том, что есть какое-то оправдание тому, что мы здесь побывали._
*** * ***
_О, эти ответы, которые являются раньше вопросов._