Ставка НДФЛ в 13% от зарплаты, которые в России обязан платить работник с любым уровнем дохода, создает вредную иллюзию автономии государственного бюджета от денежного вклада граждан. Чиновники охотно поддерживают это заблуждение, постоянно подчеркивая, что государство забирает у физических лиц сущие копейки — в отличие от западных стран, где предельная ставка подоходного налога превышает 50%. Отсюда делается вывод, что россияне поступают нагло, когда требуют от государства подотчетности в расходовании средств налогоплательщиков.
Интересно, что в последнее время власти России взяли курс на повышение финансовой грамотности населения. В регионах создаются центры для консультаций граждан, соответствующие дисциплины внедряются в школьные программы. Зампред ЦБ Сергей Швецов в этой связи даже предположил, что корни финансовых проблем лежат в традиционной русской культуре: сказки про золотую рыбку и Ивана-дурака, сидящего на печи в ожидании «халявы», не способствуют развитию трудовой этики. Сюжет этих сказок, заявил Швецов, необходимо изменить.
Понятно, что задача властей состоит в том, чтобы заставить население больше и эффективнее работать, самим копить на пенсию и всячески избавляться от «патерналистских установок». Но главный финансовый миф, который следовало бы развеять как можно скорее, распространяют сами же государственные служащие. То и дело они утверждают, что государственный бюджет РФ формируется буквально «по щучьему велению», а именно извлекается госкомпаниями напрямую из природных недр, минуя кошельки граждан.
Начать надо с того, что по мировым меркам россияне платят в бюджет значительно выше среднего. По оценкам декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, подкрепленным исследованиями консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers,
с каждого заработанного нами рубля государство забирает в среднем 48 копеек.
Реальная налоговая ставка в России выше, чем в США, и примерно соответствует уровню Северной Европы. Для сравнения: в Центральной и Восточной Европе средняя налоговая нагрузка составляет лишь 34,2%.
Особенность российских налогов — не в низких ставках, а в косвенном или скрытом характере платежей. НДС, импортные пошлины и акцизы заложены в цены товаров, а НДФЛ и 30%-ные страховые взносы формально платит работодатель, хотя по факту они напрямую вычитаются из зарплаты работника. Из-за такого дизайна налоговой системы многие люди даже не осознают, что проводят треть своего рабочего времени в неоплачиваемой работе на государство (примерно столько времени нужно, чтобы окупить уплату всех налогов с зарплаты) и практически каждой своей трансакцией с заработанных денег финансируют российский бюджет.
После 2016 года, когда Владимир Путин объявил о двухлетнем моратории на повышение налоговой нагрузки, эта тенденция только усилилась:
чтобы не нарушать указание первого лица, чиновники сосредоточились на технологиях скрытого налогообложения.
Количество квазиналоговых платежей (сборы, взносы и прочие формы неналогового изъятия) к 2019 году выросло до такой степени, что в Госдуме начали обсуждать необходимость кодифицировать их и включить в Налоговый кодекс.
Инфографика: Алексей Комаров / «Новая газета»
При спорах о том, откуда у государства берутся деньги, важно учитывать все уровни бюджетной системы. В консолидированном бюджете за 2017 год (включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты и взносы на обязательное социальное страхование) доля нефтегазовых доходов составила менее 20%. Этот показатель варьируется в зависимости от мировой конъюнктуры: как только цены на нефть падают, снижается и доля сырьевых доходов бюджета.
Власти начинают отчитываться об освобождении от «сырьевой иглы», другой рукой повышая фискальную нагрузку на население. По данным Минфина, налоговые изъятия в 2016 году составляли 29,2% ВВП, а к 2017 году выросли до 30,8%.
Получается, что 80% от общих доходов государства не связаны с природными ресурсами. 17,2 трлн (55% консолидированного бюджета) платят граждане — в виде НДС, акцизов, НДФЛ, пошлин и социальных страховых взносов. Если прибавить к этой сумме налоги на имущество, транспорт и налог на прибыль, который де-факто платят владельцы частных компаний, то получится, что
граждане отвечают за две трети поступлений в бюджетную систему России.
Остаются 4,5 трлн рублей «прочих доходов» и 6 трлн рублей, которые в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин платят нефтегазовые компании — как государственные, так и частные. Но даже эти средства, если верить Конституции, являются общенациональным достоянием. Чтобы случайно не забыть о конечных хозяевах природной ренты, развитые сырьевые страны, такие как Норвегия, зачисляют нефтяные деньги на личные пенсионные счета своих граждан.
«Ваши налоги ничего не решают» — это и есть самая вредная сказка, которая наносит финансовой грамотности россиян куда больший ущерб, чем весь народный фольклор, вместе взятый. Но вряд ли просветительские кампании властей зайдут настолько далеко.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»