Вице-премьер Дмитрий Козак поручил профильным министерствам подготовить план поэтапного перехода госкомпаний на технику с использованием газомоторного топлива. Параллельно с обновлением автопарка планируется строительство новой заправочной инфраструктуры на газе в регионах. До 40% затрат будет покрываться из бюджета.
Переводить казенный транспорт на газ правительство хочет для экономии: при эквивалентном расходе кубометр газа стоит в 2–3 раза дешевле литра бензина. Газ также считается экологически чистым топливом, поскольку позволяет значительно сократить вредные выбросы от автотранспорта. В июне Владимир Путин назвал газомоторное топливо приоритетным для России на фоне экологических проблем. Наконец, запасы газа в России существенно больше, чем нефти, добыча которой в ближайшие годы начнет снижаться из-за истощения месторождений.
По данным РБК, поручение Козака
должно быть реализовано с 2019 по 2024 год в рамках программы Минэнерго по развитию рынка газомоторного топлива, бюджет которой составит 175 млрд рублей.
Существует три вида газомоторного топлива, объясняет партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин. «Во-первых, бутан-пропановая смесь — она заправляется в баллоны и используется для отопления и газовых плит. Во-вторых, компримированный природный газ, сжатый под высоким давлением, — его используют в общественном транспорте. И сжиженный природный газ, который выгодно ставить на огромные тягачи, железнодорожные локомотивы и на грузовики-самосвалы».
В директиве для госкомпаний речь, скорее всего, идет о переходе спецтехники на компримированное топливо. «Мне в голову сразу приходит крупнотоннажная техника для добычи алмазов (госкомпании «Алроса». —А. Х.), большие самосвалы, которые используют дизель вместо газа на угольных месторождениях, или подвижные составы РЖД. В этих случая возможна какая-то экономия», — полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Массовый интерес к газомоторному топливу появился в СССР 1970-е годы: многие устанавливали себе газовые баллоны и специальное оборудование, чтобы сэкономить на горючем. В ряде постсоветских стран, включая Армению и Казахстан, доля личного транспорта на газе до сих пор очень высока. Однако экономическая целесообразность в отказе от бензина появляется либо при очень низких ценах на газ, либо при высоком ежедневном пробеге (больше 200 км). Газовое оборудование для обычного автомобиля обойдется примерно в 40–50 тысяч рублей.
«В России такие серьезные стимулы для автовладельцев переходить на газ уже исчезли (впрочем, после скачкообразного подорожания нефтепродуктов эта тема может вновь стать популярной. —А. Х.). Теперь нужно, чтобы этим занималось государство: переводило на газ общественный транспорт, грузовики, госкомпании и так далее», — говорит Крутихин. К примеру, власти Катара к чемпионату мира по футболу в 2022 году хотят перевести на газ весь общественный транспорт в стране. По оценкам министра транспорта Максима Соколова, в России газ используют 8% автобусов.
Эксперты сомневаются в том, что в российском случае овчинка стоит выделки.
Хотя сам по себе газ значительно дешевле нефтепродуктов, для развития этого направления требуются значительные инвестиции в инфраструктуру.
В стране очень мало газовых заправок (меньше 350 на всю страну, почти все они принадлежат «дочке» «Газпрома»), оборудование для перехода на газ стоит дорого, а выгода неочевидна. Некоторые крупные города пытаются перепрыгнуть газовый этап и сразу перевести общественный транспорт с двигателей внутреннего сгорания на электричество.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер — в центре. Фото: РИА Новости
«Такие директивные истории с переводом на газ вряд ли будут кем-то приветствоваться, кроме самого «Газпрома». Это такая опция, поддерживающая производителя газа», — считает Пасечник. По планам Минэнерго, рынок сбыта газа на транспорте к 2024 году должен увеличиться в пять раз. Еще одним бенефициаром программы правительства могут стать автопроизводители, среди которых группа «ГАЗ» находящегося под санкциями Олега Дерипаски. Объем господдержки автомобильной отрасли может составить 67 млрд рублей.
Следовало бы запустить полноценный пилотный проект: перевести на газ весь городской муниципальный транспорт, охватить регион газовыми станциями, а потом в случае успеха масштабировать этот эксперимент, считает Крутихин. «Вместо этого усилия тонким слоем размазываются по всей стране», — заключает он.
Лидером по темпам развития рынка «голубого топлива» является Татарстан. Власти республики с начала 2010-х проводят политику стимулирования газификации общественного и частного транспорта. Число транспортных средств, работающих на газомоторном топливе, в Татарстане превышает 4 тысячи единиц.
Похожие программы продвижения газомоторного транспорта реализовывал и сам «Газпром», но многие из них были свернуты из-за низкой рентабельности. Прогресс в этом сегменте у газового гиганта едва ли больше, чем в задаче газификации регионов. «Как показывает опыт, все программы правительства остаются просто бумажками, поскольку компании, которые должны их выполнять, действуют по собственным планам», — резюмирует Крутихин.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»