На этой неделе британский парламент уходит на рождественские каникулы — и снова соберется лишь после Нового года. После этого останется всего три месяца, чтобы доделать всю работу, связанную с Брекситом. Многие призывали в этом году вообще лишить депутатов рождественского отпуска: какой тут отдых, когда выход Великобритании из Евросоюза должен состояться уже 29 марта. На прошлой неделе стало окончательно ясно: сделка в нынешнем виде не устраивает ни парламентское большинство, ни парламентскую оппозицию, а вариант ее пересмотра не устраивает Евросоюз. И что с этим делать — непонятно.
Прошлая неделя выдалась богатой на новости из Лондона, но новости неутешительные для перспективы спокойного Брексита. Во вторник, 11 декабря, сделка по Брекситу должна была пройти через решающее голосование в британском парламенте, однако накануне Тереза Мэй отменила голосование и перенесла его на неопределенный срок. В среду группа депутатов-консерваторов — партии Мэй — объявила ей вотум недоверия. Вечером того же дня прошло голосование: Тереза Мэй пережила его, набрав 63% голосов поддержки.
Главная загвоздка сделки — обещание Великобритании остаться в Таможенном союзе на время переходного периода, пока не будет подготовлено и подписано соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом, что должно произойти в какой-то момент до декабря 2020 года. Продолжение членства в Таможенном союзе — единственный способ избежать жесткой границы между Северной Ирландией, частью Соединенного Королевства и республикой Ирландия на время этого переходного периода. Выйти из Таможенного союза по собственному желанию Великобритания не сможет — судить о готовности будет специально созданный орган. Это и вызывает категорическое несогласие противников нынешней сделки:
выход из Таможенного союза был одним из главных пунктов Брексита.
Наткнувшись на активное сопротивление собственных депутатов, Тереза Мэй попытала счастья в Брюсселе. Но и там не получилось. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер четко обозначил позицию Брюсселя: сделка пересмотрена не будет.
В этот понедельник Тереза Мэй обозначила новый дедлайн: решающее голосование по сделке должно пройти в парламенте Великобритании на третьей неделе января. Теоретически за это время может много чего произойти. Пока же вырисовывается несколько возможных сценариев Брексита.
Это все еще возможный вариант, но для этого нужно, чтобы кто-то пошел на серьезные уступки: либо большинство британских депутатов (согласиться со сделкой), либо Брюссель (дать согласие ее отредактировать). Главная мотивация и для тех, и для других — избежать выхода без сделки, потому что это будет еще хуже.
Это также единственный вариант, который устроит Терезу Мэй.
Во-первых, эту сделку она несколько месяцев обсуждала с лидерами ЕС, а затем продавила на заседании собственного кабинета министров. Во-вторых, на написание и согласование новой сделки нет ни времени, ни желания со стороны Евросоюза — а выход без сделки будет явным поражением Мэй.
Поэтому с 14 ноября, когда сделку одобрил кабинет министров, Тереза Мэй регулярно повторяла: «Это лучшее, что у нас есть». И еще раз подчеркнула это, возвращаясь из Брюсселя: если Британия хочет выйти со сделкой, то «вот эта сделка».
Но Брюссель пока не пообещал ничего, кроме максимально быстрого принятия соглашения о зоне свободной торговли (которое все равно не будет принято до 29 марта) и разъяснений.
По данным опроса британского центра исследований общественного мнения YouGov, проведенного на прошлой неделе, только четверть британцев поддерживают сделку в нынешнем виде. 46% — почти вдвое больше — высказываются против.
В последние дни лишь несколько человек из кабинета министров публично поддержали сделку. Так, министр здравоохранения Мэтт Хэнкок заявил, что он категорически против выхода без сделки или повторного референдума. Министр труда и пенсий Эмбер Радд также назвала сделку Терезы Мэй «лучшей из опций». Поддерживает Мэй и министр цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта Джереми Райт. В последние дни в поддержку сделки Мэй также высказывались министр окружающей среды Майкл Гоув и министр транспорта Крис Грейлинг.
Сценарий № 2: выход без сделки
Сейчас этот сценарий, который маячил ночным кошмаром в ходе переговоров Лондона и Брюсселя осенью, стал реальным. В понедельник в правительстве сообщили, что начинается подготовка к возможному выходу без сделки. В частности, правительство готово выделить дополнительные два миллиарда фунтов на обеспечение работы транспортных, таможенных и прочих ведомств: «жесткий Брексит» будет означать, что Великобритания покинет Евросоюз без письменных договоренностей с Брюсселем относительно перемещения граждан, товаров, торговли и всего остального, что задокументировано в нынешней сделке.
За «жесткий Брексит» выступают несколько министров — в частности, министр иностранных дел Джереми Хант, министр обороны Гэвин Уильямсон, министр по вопросам международного развития Пенни Мордонт. В интервью The Sunday Telegraph Джереми Хант заявил, что и без сделки Великобритания «найдет способ развиваться и процветать».
С экономической точки зрения выход без сделки — опасный вариант. По данным исследования, проведенного летом Сассекским университетом среди тысячи крупнейших британских компаний, 79% компаний опасаются в случае «жесткого Брексита» столкнуться с повышением пошлин, 61% — с задержками поставок из-за таможенного контроля. В понедельник международное рейтинговое агентство Fitch заявило, что выход без сделки, скорее всего, приведет к рецессии. Аналитики агентства прогнозируют, что в этом случае общий спад экономики Великобритании в 2019 году составит 0,6%, кроме того, Великобритания опустится на одну позицию в кредитном рейтинге.
«Жесткий Брексит» ударит и по Евросоюзу.
Международный валютный фонд в июле прогнозировал, что этот сценарий затормозит экономический рост Евросоюза на полтора процента.
Сценарий № 3: новый референдум
На фоне возможного провала нынешней сделки и рисков «жесткого Брексита» все больше сторонников появляется у идеи нового референдума. По данным того же опроса YouGov, 47% считают, что выход из Евросоюза — это неправильно (одобряет Брексит 41% респондентов), 45% в случае нового референдума проголосовали бы за продолжение членства в ЕС (31% высказался бы за выход).
Категорически против выступает сама Тереза Мэй.
В понедельник она заявила, что повторный референдум нанесет «непоправимый ущерб» и «подорвет доверие» граждан. «Он покажет миллионам людей, которые верят в нашу демократию, что мы не способны на демократию», — сказала премьер-министр.
В воскресенье газета The Sunday Times сообщила, что двое близких сторонников Терезы Мэй — член кабинета министров, фактический заместитель Мэй Дэвид Лидингтон и глава аппарата премьер-министра Гэвин Барвелл — ведут тайные переговоры о проведении повторного референдума с оппозиционной партией лейбористов. Хотя официальная позиция Лейбористской партии — поддержка итогов первого референдума, многие лейбористы против Брексита и считают, что повторное голосование — единственный выход из нынешнего тупика. Так, к повторному референдуму призывает Тони Блэр — бывший премьер-министр Великобритании от Лейбористской партии. «Я думаю, это произойдет, если станет очевидно, что ни одна из форм Брексита не поддерживается большинством», — заявил он в пятницу BBC Radio 4.
Сценарий № 4: пусть решает парламент
Еще один вариант решения проблемы — отдать ее на откуп парламенту, позволив депутатам не просто проголосовать по имеющейся сделке, а выступить со своими предложениями. К этому Мэй, в частности, призвал бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон.
Эту идею поддерживает часть министров: в том числе министр внешней торговли Лиам Фокс, министр образования Дамиан Хиндс и министр по делам бизнеса Грег Кларк. Последний в интервью BBC Radio 4 заявил, что для депутатов пришло время «проявить активность». «Так или иначе, парламенту нужно отойти от роли исключительно критика нынешнего соглашения, — отметил он. — Очевидно, легко найти вещи, с которыми ты не согласен. Но я думаю, что каждому депутату сейчас стоит рассматривать себя как ответственного участника процесса».
В качестве одного из вариантов депутаты могли бы вынести на голосование несколько имеющихся предложений по отдельности: нынешнюю сделку, выход без сделки, новый референдум, а также внести свои предложения по изменению сделки. По мнению сторонников такого подхода, это позволило бы сформулировать общую позицию британского парламента.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»