Сюжеты · Общество

Безопасность превыше всего

Глава МВД Германии заговорил об ужесточении миграционной политики

Мария Епифанова , «Новая газета»
Фото: Peter Kneffel / DPA/TASS
Мораторий на депортацию
В 2012 году Германия ввела мораторий на депортацию сирийских беженцев, ссылаясь на опасную ситуацию внутри Сирии — речь шла об угрозах пыток и насилия. Каждый год мораторий продлевался. Однако в конце 2017 года на очередной встрече министров внутренних дел земель в Лейпциге прозвучали предложения на сей раз продлить мораторий не на год, как обычно, а всего на полгода. Голоса разделились по партийному принципу: «за» выступили члены Христианско-демократического союза (ХДС), правоцентристской партии Ангелы Меркель. «Против» — члены Социал-демократической партии Германии, которая вместе с ХДС и ХСС (Христианско-социальный союз) формирует правящую коалицию.
Министр внутренних дел Баварии Йоаким Херрманн / Фото: Armin Weigel / DPA/TASS
Главный идеолог этого предложения — министр внутренних дел Баварии Йоаким Херрманн. Это неудивительно: согласно внутренней системе распределения беженцев, Бавария принимает больше остальных — порядка 15% от всех запросивших убежище в Германии. С ним согласен саксонский министр Маркус Улбиг, который тогда, год назад, подчеркнул: речь идет о возможности высылать именно тех беженцев, которые «являются преступниками и представляют серьезную угрозу для безопасности общества».
Социал-демократы, однако, их предложение заблокировали.
В ближайшие две недели министры внутренних дел опять соберутся и обсудят этот вопрос. Дискуссия вновь разгорелась после октябрьских событий в небольшом городе Фрайбург, где 18-летняя немка подверглась групповому изнасилованию. Полиция обвиняет восьмерых человек: один — гражданин Германии, семеро — сирийские беженцы.
Сирия остается небезопасной
«Если ситуация в Сирии будет улучшаться, хотя бы в отдельных регионах страны, возможность депортации ограниченного круга лиц не должна исключаться», — заявил официальный представитель ХДС Матиас Миддельберг, комментируя инцидент во Фрайбурге.
Согласно немецкому законодательству, человек, получивший статус беженца, может быть депортирован из Германии, только если он представляет серьезную угрозу для общества: например, совершит преступление, которое карается как минимум двухлетним тюремным заключением. В этом случае беженец теряет разрешение на проживание и должен покинуть страну.
С 2012 года к сирийским беженцам это правило не применяется из-за моратория.
Отменить его — значит, решить, что ситуация в Сирии больше не представляет угрозу или, по крайней мере, серьезно улучшилась.
На том, что это так, настаивает ультраправая «Альтернатива для Германии» — но было бы странно, если бы они считали иначе. А вот то, что об этом заговорила правоцентристская партия власти — в том числе устами своего официального представителя, — показывает, что либеральная миграционная политика Ангелы Меркель претерпевает изменения.
Впрочем, как бы некоторым политикам ни хотелось отправить часть беженцев обратно в Сирию, вряд ли ситуацию там можно считать безопасной. На прошлой неделе министерство иностранных дел Германии выпустило свой доклад по Сирии, назвав положение дел «сложным и нестабильным»: это определение касается территорий, подконтрольных как Башару Асаду, так и повстанцам.
В Управлении ООН по делам беженцев также говорят, что все регионы страны так или иначе опасны для жизни и призывают европейские страны не отправлять беженцев обратно.
Что думают сами немцы?
Тем временем жители Германии, похоже, все больше привыкают к жизни в мультикультурной среде, правда, степень толерантности к мигрантам сильно разнится по регионам — таковы данные исследования «Барометр интеграции — 2018», самого крупного исследования на эту тему, опубликованного осенью.
Согласно исследованию, 60% немцев считают, что Германия должна и дальше принимать беженцев с Ближнего Востока, даже если от этого откажутся другие страны Евросоюза. 66% жителей Западной Германии довольны нынешней миграционной политикой, в Восточной Германии довольных меньше — всего 55%. Парадоксально, но чаще всего недовольство высказывают жители именно тех земель, где беженцев меньше. Кроме того, недовольных больше среди мужчин.
Авторы исследования указывают, что личный опыт взаимодействия с беженцами чаще всего помогает преодолеть предубеждения. «Ежедневная ситуация намного лучше, чем это выглядит в СМИ», — говорят они.