Может, и хорошо, что последние годы долгой футбольной карьеры Андрей Аршавин провел не на глазах российских болельщиков. Пусть он остается таким, каким был в десятых, — вихрастым, розовощеким, неуемным. Если не самым лучшим российским футболистом начала столетия, то, несомненно, самым ярким.
Рост не больше валенка. Все глядят сверху вниз. И футболист он очень маленький. Но все-таки он — Футболист.
Пусть Михаил Анчаров, который писал про маленького органиста, меня простит. Я перефразировал начало песни, потому что Андрюше Аршавину оно очень подходило. Он, конечно, не самый маленький футболист, но казался таким на фоне большинства его партнеров и соперников. Тем не менее был гигантом. По крайней мере лет десять, на пересменке веков, когда воспитанник питерской футбольной школы «Смена» заменил Андрея Кобелева в домашнем матче «Зенита» против «Брэдфорда» в Кубке Интертото. Аршавину было 19, почти столько же лет в футболе оставалось впереди, но кто же тогда об этом знал?
Из большого футбола его проводили в 37 лет — в прошедшее воскресенье на стадионе «Центральный» в Алма-Ате, в последнем матче сезона «Кайрата», за который легенда российского футбола выступал три года. Всех болельщиков с именем Андрей в честь памятного события пускали на стадион бесплатно, акция называлась «Привет, Андрей!». Фигурант вышел на поле на 54-й минуте, результативными действиями не отметился, да от него их особенно и не ждали. Матч с карагандинским «Шахтером» завершился нулевой ничьей, «Кайрат» при участии Аршавина снова стал серебряным призером чемпионата Казахстана, подаренный чапан оказался великоват, но это уже мелочи. Пора было прощаться.
В России он сначала оказался не нужен родному «Зениту» при Виллаш-Боаше, потом «Кубани», где совсем не заладилось, а брендовому казахстанскому клубу пригодился — во всяком случае, погоды не испортил. 107 матчей, 30 голов, 37 голевых передач, звание лучшего футболиста года в первом сезоне. В последнем, как тактично отмечали видевшие игру Аршавина за «Кайрат», видение поля и техника оставались феноменальными. Но это уже мелочи.
Особенно если вспомнить, что Андрей Аршавин был единственным в российские времена футболистом, который в декабре 2008-го стал шестым в итоговом списке претендентов на «Золотой мяч» — после Криштиану Роналду, Лионеля Месси, Фернандо Торреса, Икера Касильяса и Хави. Неплохая компания. Хорошее время для российского футбола. И для Аршавина, конечно.
Тогда, десять лет назад, на австрийско-швейцарском Евро-2008 он появился на поле только в последнем матче группового этапа со Швецией. Игра, как и предыдущая с Грецией, была решающей. Разговоры о том, брать ли дисквалифицированного футболиста на, возможно, один матч, утихли — Андрея признали лучшим игроком встречи. И лучшим игроком следующего матча — того самого четвертьфинала со сборной Голландии в Базеле, который будут вспоминать еще много лет. Статистика зафиксирует окончательно сломивший оранжевых третий гол и непосредственное участие еще в двух голевых комбинациях, но не зафиксирует сути — этот колобком бороздящий поле, все в футболе понимающий полунападающий воплощал саму душу лучшей в истории сборной России игры. Она и сейчас остается лучшей.
Базель, 2008 год. Андрей Аршавин против защитника сборной Нидерландов. Матч закончился со счетом 3:1 в пользу России. Фото: РИА Новости
Конечно, многое уже было до Базеля, и кое-что еще оставалось. «До» — это постепенный, но неуклонный взлет с «Зенитом», приведший клуб сначала к первому за 23 года чемпионству, а затем и к завоеванию Кубка УЕФА в том же 2008-м. Лучшим во всей еврокубковой эпопее «Зенита», и особенно в финале против «Рейнджерс», снова был Аршавин. Из «Зенита» в лондонский «Арсенал» он уйдет после победы над «Манчестер Юнайтед» в Суперкубке Европы. У Арсена Венгера за первые 21 матч забьет десять мячей, в том числе четыре «Ливерпулю», после чего Аршавина признают лучшим игроком месяца премьер-лиги.
Апрель 2009-го, еще один звездный час. Каждый гол уникального покера Аршавин отмечал фирменным жестом — прижатым к губам пальцем, но лицо выдавало почти детское удивление — неужели это я, на «Энфилде», самому «Ливерпулю»?
Он долго продолжал оставаться мальчишкой — впрочем, пока он им оставался, он и играл искренне и самозабвенно. На рубеже 30-летия как-то сразу стал взрослым и потускнел.
Может, менталитет не позволил держать марку, может, стечение обстоятельств помешало, может, особенности не самого простого характера повлияли, да и восхищавшийся Андреем поначалу Венгер лишил игрока любимой его позиции «под нападающими», и через год перестал доверять место в основе. Аршавин достаточно быстро надел маску обиженного и замкнулся, от лучшего до худшего легионера оказалось всего ничего. Ни у кого из четверки звездной сборной-2008 в Англии не получилось, но за Аршавина как за самого талантливого обиднее всего.
На Евро-2012 он отправился арендованным у «Арсенала» игроком «Зенита» и капитаном сборной. За провал в последнем матче группового этапа с греками Аршавин тоже несет ответственность, но при этом он стал лучшим плеймейкером турнира с тремя голевыми передачами. Впрочем, об этом давно забыли.
А ставшую мемом фразу в варшавском «Бристоле» «ваши ожидания — ваши проблемы» запомнили все, и надолго. Как бы не навсегда.
Контракт в «Арсенале» досидел на лавке, возвращение в «Зенит» на два сезона триумфальным не стало, дальнейшее известно — Алма-Ата транзитом через Краснодар, и тихий финиш в середине ноября 2018-го.
Ну да, непростой. Местами вредный. Во всем нестандартный. Мультперсонажем с характерным смехом (впрочем, фальцет не сильно отличался от реального) стал невольно, в кино и рекламе снимался сам, как постоянный персонаж светской хроники больших симпатий не вызывал, отношения к тому, что не нравится или что презирает, особенно и не скрывал. Гонор еще как-то оправдан, когда ты на коне, но достаточно нелепо выглядит, когда пик карьеры давно позади. Скандальные семейные истории подпортили и без того неоднозначный имидж, но дело по большому счету совсем не в этом. В сухом остатке остается игра и лучшее в ней.
Лучшим футболистом года в России Андрея Аршавина по всем версиям назвали один раз — в 2006-м. В сборной России за десять лет провел 74 матча, забил 17 голов. Участвовал в двух финальных раундах чемпионата Европы, первый завершил бронзой и попаданием в символическую сборную. На два чемпионата мира не взяли, еще два пропустил вместе со сборной. За девять сезонов в «Зените» пять титулов, один с «Арсеналом», еще один с «Кайратом». Десять лет вверх, семь лет вниз. Это судьба счастливчика или неудачника?
Да нормальная судьба. Такая, какая есть. Конечно, могло сложиться по-иному, но карьеры только с подъемом ни у кого не бывает. Даже у самых великих. А Андрей Аршавин не самый великий. Просто в какой-то момент он ярче всех в России играл в футбол. В искусстве голевого паса не имел равных, в обводку шел смело, эмоций не сдерживал, читал игру и импровизировал легко, проживал искренне и, может быть, был последним в России нападающим, которого легко было представить гоняющим мяч во дворе.
В недавнем интервью блогера Евгения Савина с Аршавиным на вопрос о том, какую бы должность тот хотел занять в родном «Зените», получил следующий ответ: ту, где «поменьше что-либо делать и побольше получать». Не знаю, всем ли стало смешно. Но вряд ли кто-то, кроме Андрея Сергеевича, решился бы так пошутить.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»