Вопреки информации, распространяемой Московской патриархией, встреча президента Украины Петра Порошенко с епископами подконтрольной Москве Украинской православной церкви (УПЦ МП) 13 ноября состоялась.
Как и хотел президент, она прошла на нейтральной площадке — в «Украинском доме» (бывшем музее Ленина) на Европейской площади (бывшей площади Ленинского Комсомола). Но пришли на встречу всего три «канонических» иерарха:
- митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий),
- митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко)
- и архиепископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев).
Первый из них чуть ли не официально считается кандидатом на пост предстоятеля единой автокефальной Церкви Украины, которую создает в стране Константинопольский патриархат, второй — главным идеологом «канонической автокефалии» Украины в недрах Московского патриархата, а третий — соглядатаем от предстоятеля УПЦ МП митрополита Онуфрия (Березовского), не позволившего остальному епископату встретиться с президентом.
Петр Порошенко придавал большое значение этой встрече.
Она была для него последним шансом убедить епископат УПЦ МП в неизбежности украинской автокефалии, то есть полной самостоятельности Украинской Церкви после окончательного ее разрыва с Москвой, которые будут провозглашены на объединительном Соборе в Киеве предположительно 22 ноября. И епископат УПЦ МП, находящийся сейчас в очень непростом положении, как будто охотно согласился на эту встречу. При этом руководство этого епископата проявило поистине иезуитскую хитрость, чтобы встречу все-таки сорвать.
Управделами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич) успел разослать за своей подписью приглашение архиереям прибыть на встречу с президентом, где местом встречи указал Киево-Печерскую лавру.
Поэтому настоящее приглашение от администрации президента, где был указан «Украинский дом», застало многих епископов уже в пути.
В любом случае, те из них, кто искренне хотел задать Порошенко свои вопросы, считали нужным сначала собраться в лавре и обсудить ситуацию со своими собратьями. И когда это произошло, утром 13 ноября,
руководство УПЦ МП внезапно обязало прибывших епископов остаться в лавре на экстренно собранный Собор епископов, в котором по Уставу обязаны участвовать все епархиальные и викарные архиереи.
Время начала Собора почти совпало с назначенным президентом временем встречи с епископами, которые стали заложниками ситуации и собственного церковного Устава. Столь внезапного Собора в истории УПЦ МП еще не было — каждому мероприятию такого уровня предшествует подготовительная работа.
(Единственная историческая параллель, которая приходит на память, — «Архиерейский Собор» РПЦ 1961 года, когда хрущевский Совет по делам религий заставил епископов, съехавшихся в Троице-Сергиеву лавру на день памяти преподобного Сергия, принять новый Устав РПЦ, отстранявший духовенство от финансово-хозяйственной жизни приходов. Никто из епископов тогда даже не успел прочитать текст этого Устава…)
Прямо во время Собора епископов Петр Порошенко позвонил его председателю митрополиту Онуфрию и поинтересовался, почему большинство епископов не явилось на встречу. Митрополит ответил в том смысле, что поскольку на встрече предполагается обсуждать церковный вопрос, то и встреча должна проходить на «церковной территории». Порошенко такой ответ не понравился…
Более того, по украинским законам, Киево-Печерская лавра не является какой-то специфически «церковной территорией» — она находится в собственности государства и лишь передается в бесплатную аренду религиозной организации на определенных условиях. Представить себе отказ во встрече с президентом с подобной мотивировкой, скажем, в России едва ли возможно. Эта параллель и напрашивается у большинства украинских комментаторов, которые склонны видеть в поступке руководства УПЦ МП не смелость, а трусость. Такую дерзость в отношении собственного президента они решаются проявлять только потому, что реально боятся президента соседнего государства, долгие годы являвшегося главным политическим спонсором структур Московского патриархата в Украине. Без такой поддержки и постоянного шантажа «полномасштабной войной» ради «защиты канонически православного» населения Украины у УПЦ МП не было бы шансов сохранить свое лидирующее положение на религиозной карте Украины после провозглашения Константинополем автокефалии Украинской Церкви.
Так что «опасная игра» против собственного президента и борьба с нынешней национальной идеей Украины представляется некоторым епископам УПЦ МП последним шансом на сохранение своего положения и сопряженных с ним храмов и доходов.
Митрополит Симеон (Шостацкий) — один из главных кандидатов на пост главы Автокефальной церкви Украины. Фото: Wikimedia
Говорят, митрополит Симеон (Шостацкий) пришел на встречу со своим земляком — винничанином Петром Порошенко — не с пустыми руками. По непотвержденным данным, он представил президенту доверенности более чем 10 епископов УПЦ МП, которые передали свои голоса Симеону на объединительном Соборе 22 ноября.
О том, что эти данные не лишены оснований, свидетельствует раздраженная реакция Юридического отдела УПЦ МП. Его председатель протоиерей Александр Бахов грозно предупредил епископов:
«Владыки, будьте внимательны, потому что, может, вы уже где-то участие принимаете и даже не в курсе! Собор епископов УПЦ не поручал ни одному епископу участвовать и представлять УПЦ на любых соборах!»
Последнее дополнение, впрочем, излишне, потому что, по решению Констанопольского патриархата, епископы соберутся на объединительный Собор не в качестве представителей своих юрисдикций, а в индивидуальном качестве: каждый епископ будет представлять только себя и свою паству.
Президент Порошенко не стал в обиде на епископов УПЦ МП разрывать с ними договор аренды Киево-Печерской лавры. Напротив, он заявил о своей готовности встретиться с ними в любой другой день. Но — по-прежнему — на нейтральной территории!
Будучи не в состоянии выдвинуть собственную программу действий и набор требований в сложившейся церковно-политической обстановке, епископат УПЦ МП лишь угрюмо повторяет формулировки Синода РПЦ о разрыве общения с Константинопольским патриархатом и неприятии автокефалии как формы «легализации раскола». Такая «программа» может иметь перспективы лишь в одном случае — возврата Украины под протекторат «лидера русского мира», в неизбежности чего, кстати, убеждал Константинопольского Патриарха Варфоломея его московский коллега Кирилл (Гундяев).
Но время идет — и Украина лишь все дальше удаляется от «токсичной» теперь не только в политическом, но и в церковно-каноническом плане Москвы…
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»