Крупнейший на севере Кореи и, возможно, самый большой в мире Стадион имени Первого мая в Пхеньяне сейчас получил новое и небывалое до сих пор украшение — гигантские транспаранты, на которых написано по-английски PEACE и FRIENDSHIP. Они были вывешены к состоявшимся в нынешнем году празднествам по случаю 70-летия образования КНДР. Посетившие в прошлом месяце Пхеньян представители японо-северокорейского общества дружбы уверяют, что никогда раньше не видели там каких-либо приветствий на английском — на языке главного и ненавистного противника.
Однако после состоявшейся в июне в Сингапуре встречи лидера КНДР Ким Чен Ына и президента США Дональда Трампа настроения, по крайней мере, внешне, изменились. Той же японской делегации официальный гид-переводчик говорил с торжественным видом, что «мир теперь ждет прекрасное будущее благодаря двум великим руководителям, за которыми, затаив дыхание, следит вся планета».
Фото: Cha Song Ho / AP / TASS
Скудный список успехов
Впрочем, пока такими необычными транспарантами в основном и ограничиваются достижения в американо-северокорейском диалоге, хотя, как еще недавно уверял Трамп, в нем уже заметны исторические свершения. Кстати, сам президент США после саммита с товарищем Кимом написал в своем твиттере, что ядерной угрозы со стороны Северной Кореи больше нет.
Напомним, что в Сингапуре в совместном заявлении Пхеньян сообщил о готовности к денуклеаризации Корейского полуострова в обмен на гарантии безопасности от Вашингтона. Трамп тогда же объявил, что прекращает ежегодные крупномасштабные маневры с войсками Сеула, которые КНДР всегда называла подготовкой к вторжению на Север. Это было очень крупной уступкой со стороны Вашингтона — он резко снизил накал военного давления на Пхеньян и сделал ему немалый экономический подарок. Дело в том, что регулярные американо-южнокорейские военные учения заставляли КНДР постоянно напрягать ее собственные вооруженные силы, что истощало и без того скудные ресурсы небогатой страны.
В качестве ответной демонстрации миролюбия на крайнем северо-востоке КНДР был взорван главный ядерный полигон, который, как говорят скептически настроенные эксперты, и без того пришел в негодность после проведенного там в сентябре прошлого года испытания водородной бомбы. К тому же эту акцию показали издалека только иностранным журналистам, не допустив на объект экспертов из-за границы.
Трамп и его сторонники к успехам США относят еще и то, что КНДР с начала года не произвела ни одного пуска ракет и ни одного ядерного взрыва. Это, конечно, достижение, но оно пока вовсе не означает готовности Пхеньяна отказаться от своих арсеналов. Скорее, это признак сближения ранее непокорной и капризной Северной Кореи с Китаем, который в ответ на покровительство требует от союзника приостановить ракетно-ядерные упражнения, которые дестабилизируют ситуацию в Восточной Азии и грозят вооруженным конфликтом.
К тому же Пхеньян в последнее время все смелее дерзит администрации Трампа, обвиняя ее в «гангстерских и беспардонных требованиях одностороннего разоружения». КНДР уверяет, что любым шагам такого рода должно предшествовать налаживание, как там выражаются, подлинной дружбы и двустороннего доверия. Под этим в Северной Корее понимают смягчение, а лучше — отмену экономических санкций, а также начало процесса нормализации двусторонних отношений. Пхеньян хочет, чтобы США подписали документ о прекращении Корейской войны 1950–53 гг.:
юридически она продолжается по сей день, что формально дает Вашингтону право в любой момент возобновить военные действия, которые лишь приостановлены перемирием 65-летней давности.
Следующим шагом, по мнению КНДР, должно стать подписание мирного договора, открывающего путь к дипломатическим отношениям и широким экономическим связям с США и другими странами Запада. Ну а после этого можно и про разоружение поговорить.
Администрация Трампа занимает противоположную позицию: 13 ноября в Токио вице-президент Майкл Пенс заявил, что жесткие санкции против Пхеньяна будут продолжаться в полном объеме до тех пор, пока тот не пойдет на необратимую ликвидацию своего ракетно-ядерного потенциала. На таком фоне столь славно начавшиеся летом в Сингапуре переговоры зашли в тупик. Подтверждением этого стала отмена (буквально в последний момент) приезда в США на консультации с государственным секретарем Майклом Помпео «человека №2» в КНДР — заместителя председателя Трудовой партии Кореи Ким Ён Чхоля. Эта встреча должна была состояться 8 ноября, однако, как полагают, лидер КНДР Ким Чен Ын решил еще раз показать свое недовольство позицией Вашингтона, а заодно взять паузу и посмотреть, как будет развиваться ситуация в США после промежуточных выборов.
Тем временем каких-либо новых шагов в сторону разоружения в КНДР, мягко говоря, не наблюдается. Летом, правда, шли кое-какие работы по демонтажу крупного ракетного полигона «Сохэ» на северо-западном побережье страны, ликвидировать который товарищ Ким обещал еще в минувшем сентябре на встрече с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином.
Мун Чжэ Ин и Ким Чен Ын. Фото: EPA
Но, как показывает фотосъемка из космоса, ликвидация объекта была полностью прекращена в начале августа, а сам полигон, как считают американские эксперты, работает в штатном режиме.
Много шума наделал и доклад вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, который 12 ноября сообщил, что установил местоположение 13 из 20 подземных баз, которые, по мнению экспертов Центра, составляют основу инфраструктуры ракетно-ядерного потенциала Пхеньяна. Они вырублены в скальных породах или представляют собой отлично замаскированные ущелья, прикрытые от ракетно-бомбовых ударов мощными земляными валами. Именно там расположены мобильные пусковые установки баллистических ракет различного типа, которые могут быстро выбраться из своих подземных гаражей и нанести неожиданный удар по противнику — Южной Корее и Японии. Там же, считают авторы доклада, могут скрываться и тягачи с межконтинентальными ракетами, способными угрожать Соединенным Штатам. Местоположение этих баз в докладе не раскрывается — кроме одной. Она расположена в непосредственной близости от разделяющей Корейский полуостров демилитаризованной зоны, в 134 км от Сеула.
В США противники Трампа расценивают этот доклад как подтверждение того, что Ким Чен Ын водит за нос американских партнеров по переговорам. Это, конечно, не так — Пхеньян никого не обманывает. Он вообще до сих пор не давал конкретных обещаний ликвидировать свой военный потенциал. Вся проблема в том, что со времени встречи в Сингапуре Вашингтон так и не смог начать реальный диалог с Пхеньяном о разоружении, несмотря на слова Трампа о большой дипломатической победе и исчезновении северокорейской угрозы.
Кстати, недавно МИД КНДР предупредил, что испытания ракет могут быть возобновлены, если США будут по-прежнему занимать «враждебную позицию».
Похоже, и за океаном стали понимать, что историческая встреча в Сингапуре обернулась пшиком: японские источники сообщают, что США уже несколько раз информировали Токио о том, что будущей весной они могут возобновить крупномасштабные военные учения с Южной Кореей, которые Трамп так поспешно пообещал прекратить ради исторических договоренностей с Пхеньяном.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»