Сюжеты · Спорт

Плыви, тренер

Олегу Кононову в руки упал «Спартак»

Владимир Мозговой , обозреватель «Новой»
РИА Новости
Задача на сезон для нового главного тренера не меняется: в Лиге Европы выйти из группы, в чемпионате страны попасть в тройку призеров и до кучи завоевать Кубок России. Все условия выполнить заведомо невозможно, но руководство «Спартака» это мало заботит — Кононов согласился, ему и отвечать.
Между отставкой Массимо Карреры и подписанием контракта с Олегом Кононовым прошло ровно три сумасшедших недели. Расчет руководства на то, что на передержку сгодится и непонятный испанский ассистент Карреры Рауль Рианчо, оправдался только в части нарастания безумия, чему сам временно исполняющий во многом и способствовал. Комфортный график игр в чемпионате обернулся девятым местом, шансы в Лиге Европы команда оставила себе сама в дикой голевой домашней перестрелке с «Рейнджерс», а бедный Рианчо после поражения в Уфе ушел с коронной фразой «солнце взойдет».
Роль солнца предстоит выполнить 52-летнему Кононову, который все это время был приоритетной кандидатурой. В тульском «Арсенале» про близкое расставание знали, но, к чести главного тренера, команда не то что не разваливалась, но и приумножала очковый запас. Исход, однако, был предопределен, дело оставалось за отступными. Сумма, по слухам, начиналась с полумиллиона евро, потом, опять же по слухам, выросла до трех с лишним миллионов, но сколько Тула получила в реальности, знают только непосредственные участники сделки. Оставлять клуб в ходе чемпионата без всего тренерского штаба — плохой тон, но тут сработало право сильного.
А Кононов очень хотел в «Спартак», поэтому и переступил черту, пусть не без пролитых слез. И согласился на условия, которые для других кандидатов, возможно, были неприемлемыми изначально. Ситуация для любого тренера аховая: нужно не просто вывести команду из кризиса, но еще и выполнить задачу-максимум при минимуме времени. Условия заключенного на полтора года контракта могут быть пересмотрены уже весной, а чтобы заслужить право хотя бы просто на продолжение работы, Олегу Георгиевичу предстоит совершить невозможное. Это как проплыть стометровку в серной кислоте, да еще и с рекордом.
Рассуждать о том, что атакующий комбинационный стиль Кононова-тренера идеально подходит «Спартаку», конечно, можно сколько угодно. И его «Карпаты» вспомнить, и «Севастополь», и, конечно, в первую очередь «Краснодар», которому именно Кононов успешно ставил эффективную и зрелищную игру на протяжении трех с лишним лет и где ему работалось наиболее комфортно. Но все прекраснодушные разговоры — мимо жизни и ее реалий, потому что ни о каком комфорте в «Спартаке» не может быть и речи. Там же сплошной дискомфорт — что внутри, что снаружи. Пожалуй, никому из предшественников Олега Кононова не приходилось начинать работу в таких экстремальных условиях, да еще при максимальных требованиях.
Соответствовать им придется тренеру, имеющему репутацию интеллигентного и мягкого. И пусть совсем мягких главных тренеров не бывает в принципе — не та профессия, представить себе интеллигентного человека в нынешнем спартаковском террариуме довольно трудно. Еще и поэтому приход нового главного обставляется сейчас красиво, а под каждый шаг Олега Георгиевича подстилается соломка. Надо показать, что для «Спартака» родившийся в Курске, а как игрок — сложившийся в Белоруссии, Кононов — не чужой человек. И тут вовремя вспоминается история, как его в «Спартак» еще из Могилева приглашал сам Константин Бесков. Что кумирами провинциального футболиста были Гаврилов, Черенков, Хидиятуллин, Родионов — это как мягкой лапкой по сердцу любого спартаковского болельщика со стажем. Что Кононов попросил руководство организовать встречу со спартаковской легендой Олегом Романцевым. Что знакомиться он будет лично с каждым игроком. Что он определяющим в своей работе считает «результат, стиль и самоотдачу игроков».
Если не обращать внимания на разлившийся елей, то на первых порах новому главному наводить порядок нужно железной рукой, а результат — выгрызать.
Это вроде как совсем не про Кононова.