Издание The New Times Евгении Альбац за четыре дня собрало гигантскую сумму в 22 млн рублей через пожертвования и теперь сможет заплатить штраф за «неправильно оформленную отчетность». Это не первый подобный случай, но самый масштабный:
граждане продолжают защищать институты, которые намеренно разрушаются государством, в данном случае недоразгромленные СМИ.
Летом люди спасли от закрытия независимый сайт из Сыктывкара «7x7», совсем недавно собрали деньги на штраф для «Трансперенси Россия», а теперь в этот список добавилось The New Times. Каждый раз власти готовили тотальную зачистку и выбирали такую сумму штрафа, чтобы выплатить ее журналисты и сотрудники некоммерческих организаций точно не смогли бы. Анализируя этот феномен, мы уже предлагали термин для явления — «ликвидационные штрафы». Те меры, которые создавались для технического регулирования отрасли, например, медиа, сегодня превратились в политическую цензуру.
И вот оштрафованных раз за разом спасают граждане России, которым еще тут жить.
А значит — в отличие от властей — им все еще нужны атрибуты нормальной жизни, например, СМИ и НКО, занимающиеся антикоррупционными расследованиями.
Известный историк Тимоти Снайдер, впечатленный итогами кампании Трампа, издал в прошлом году небольшую книгу «Двадцать уроков XX века», в которой суммировал свой многолетний опыт изучения авторитарных режимов. Снайдер пишет для американцев, озабоченных появлением президента-популиста, но его рассуждения звучат в современной России еще более актуально. Согласно историку, диктатура не устанавливается за один день и является результатом коллективных усилий энтузиастов, с одной стороны, и безразличных граждан, которые считают, что ничего сверхъестественного не происходит, с другой. Один из главных уроков XX века, по Снайдеру, состоит в том, что общественные институты не жизнеспособны сами по себе, они существуют только потому, что их защищает кто-то вполне конкретный. Если вы цените гражданские свободы, рассуждает Снайдер, то выбирайте для себя одно из тех оснований этих свобод, которые будете поддерживать — газету, суд, честные выборы.
История про 22 миллиона рублей, собранных гражданами для Евгении Альбац, в этом смысле кое-что говорит про всех нас.
Готовность людей к деятельной солидарности означает, что мы все еще живы, а уничтожить общество будет не такой элементарной задачей, как предполагали наши цензоры.
Последним вообще стоит приготовиться: краудфандинговые кампании набирают в России популярность и вовлекают все новых людей. Это в свою очередь ведет к росту внимания к деятельности независимых СМИ и НКО, а еще к несправедливости и политической ангажированности российских судов. Возможно, скоро выплачивать штрафы в защиту общественной жизни станет заметная часть населения страны. Можно иронизировать, что это будет «налогом на свободу», вот только позиции самих властей параллельно будут становиться все более шаткими.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»