Комментарий · Политика

«Украине плевать, да и нам тоже»

Что говорят в самопровозглашенных республиках Донбасса о состоявшихся в воскресенье выборах

Денис Пушилин. Фото: РИА Новости
В «ДНР» и «ЛНР» прошли выборы местных руководителей и «Верховных Советов». Освещать голосование позволено сотрудникам лишь официальных и прокремлевских изданий. Они сообщили об очередях на участках и бодром настрое избирателей.

Законны ли эти выборы?

Выборы в «ДНР» и «ЛНР» не признаются ни официальным Киевом, ни Евросоюзом, поскольку противоречат законам Украины. Кроме прочего, по словам Верховного представителя ЕС по иностранным делам Федерике Могерини, выборы в Донбассе «должны проходить в соответствии со стандартами и при наблюдении ОБСЕ». В свою очередь власти Украины уже возбудили уголовное дело «в связи с проведением незаконного голосования, профинансированного Россией».

Признают ли эти выборы в России?

Похоже, что нет (как это ни удивительно). Несмотря на поддержку самопровозглашенных республик Донбасса российские власти формально не признают донецкой и луганской государственности и всюду называют обе территории частью Украины. Двоякое отношение у Москвы как к органам власти «ДНР» и «ЛНР», так и к их главам.
Например, в официальных заявлениях Москва называет лидеров сепаратистских территорий «представителями народа Донбасса», «представителями народной власти», и всячески избегает вопросов о легитимности выборов и правовом статусе самих «республик».
Например, в 2014 году в Кремле и российском МИДе заявили, что «уважают» выбор народа Донбасса, комментируя прошедшие там так называемые выборы в местные органы власти. На уточняющий вопрос, можно ли поставить знак равенства между «уважением» и признанием» прошедших в Донбассе выборов, помощник президента Юрий Ушаков ответил: «Это разные слова. Слово «уважаем» избрано специально. Мы принципиально уважаем волеизъявление голосовавших», — заявил тогда Ушаков.

Кого избрали?

Избиратель на выборах в самопровозглашенной ДНР. Фото: РИА Новости
В «ДНР» главой непризнанной республики избрали Дениса Пушилина, а в «ЛНР» Леонида Пасечника. Компанию им составляли малоизвестные соперники, среди которых пенсионеры, представитель ветеранской организации, судья. При этом к участию в выборах не были допущены многие известные сепаратисты.
Так, не смогли стать кандидатами бывший «народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев, идеолог независимого Донбасса Андрей Пургин, бывший глава «Совета Безопасности ДНР» Александр Ходаковский и коммунист Игорь Хакимзянов.
Похожая ситуация сложилась и с выборами в «Верховные советы» республик. Участвовать в выборах смогли только по две организации на каждую «республику». В «ДНР» ими стали партия «Донецкая республика» и движение “»Свободный Донбасс». В «ЛНР» — «Мир Луганщине» и «Луганский экономический союз».
При этом к участию в выборах не допустили даже местных коммунистов, традиционно имевших сильные позиции на востоке Украины. А движение «Свободный Донбасс», контролируемое женой Павла Губарева Екатериной, незадолго до выборов проголосовало за ее изгнание из руководящего состава. Одновременно сообщалось о похищении Губаревой, а ее соратники говорили о рейдерском захвате партии людьми Дениса Пушилина. Позже Губаревы смогли бежать в Россию.

Как проходили сами выборы?

Голосование было организовано на ограниченном количестве участков. В «ДНР» их было 408, в «ЛНР» — 316. Как и при проведении непризнанных выборов 2014 года, власти «республик» объяснили сокращение участков соображениями безопасности. По сообщениям официальных российских СМИ, перед входом на некоторые из них выстраивались очереди. Надо отметить, что никакие другие российские, украинские и иностранные СМИ не были допущены на территорию республик.
Как рассказала «Новой газете» жительница Старобешевского района Анна, в ее родном городе Комсомольское власти «ДНР» вместо восьми участков открыли только два. «В итоге людей много. Еще всем, кто приходит, зачисляют на сотовую связь «Феникс» по 50 рублей. Обязали голосовать бюджетников, сказали, что будут проверять по спискам тех, кто получал бюллетени. Например, всех работников донецкой больницы им. Калинина, где сейчас лечится мой отец, проверяет начальство, которое входит в состав избирательной комиссии. Там оборудован передвижной пункт голосования для больных. Люди физически не могут не участвовать. Больше того — бюджетникам нужно не только проголосовать, но и потом пойти на площадь Ленина на митинг-концерт. А на улице ветер и холодно — около ноля градусов».
Офицер народной милиции «ЛНР» по имени Александр рассказал, что голосование среди бойцов на линии фронта проходит уже несколько дней.
«Мы занимаем позиции неподалеку от села Желобок. Голосование было досрочным. Члены комиссий привозили урны прямо в окопы. Их же приходилось охранять, выдавать бронежилеты и каски и сопровождать. Голосуют все местные жители c паспортами «ЛНР» и Украины, прописанные в этих местах и имеющие военные билеты. Давления или даже указания, за какого именно кандидата нужно ставить подпись, я не видел. Правда, кроме Пасечника я никого из кандидатов не знаю. Единственная просьба командования — чтобы в голосовании приняли участие все бойцы. У нас в подразделении около 90% — местные, голосуют почти все, но кабинок, конечно, нет. Ставим подписи где придется. Еще был обстрел с украинской стороны, но мы привыкли. Мне кажется, им [плевать] — кто у нас тут выиграет эти выборы. Нам в принципе тоже. Фронт почти не меняется с 2015 года. Смысл этой войны многие почти забыли».

Изменится ли что-то «республиках»?

Донецкий публицист и критик властей «ДНР» Роман Манекин считает, что безальтернативные выборы были нужны в первую очередь помощнику президента России по сотрудничеству со странами СНГ Владиславу Суркову, который планирует закрепить в Донецке целиком лояльного ему Дениса Пушилина.
«Пушилин нужен Суркову в качестве гаранта сохранения [личного] контроля над этой территорией. [С приходом Пушилина] реальный контроль над хозяйственной и политической жизнью «ДНР» получили Владислав Сурков и Дмитрий Козак.
Все импортные и экспортные поставки будет единолично осуществлять компания «Внешторгсервис», зарегистрированная в Южной Осетии. При Захарченко и «Ташкенте» «Внешторгсервис» курировал поставки по линии металлургической продукции, а углем занимался контролируемый «Ташкентом» торговый дом «Уголь Донбасса». Теперь финансовые потоки региона целиком уйдут под «Внешторсервис». Пушилин при этом ничем управлять не будет. Реальную власть и контроль над финансами получит премьер-министр «ДНР» Александр Ананченко, назначенный самим Пушилиным по указанию кураторов.
По словам Александра Ходаковского, ранее Ананченко «работал в одной из крупных российских корпораций с интересами в Сибири и офисом в Москве», которая занимается добычей природных ресурсов. Ходаковский охарактеризовал Ананченко как «экономиста с богатым опытом».
При участии Георгия Александрова