Репортажи · Политика

«Сталин попросил разобраться, а они расстреляли»

КПРФ провела несанкционированное шествие в День Октябрьской революции

Сергей Сатановский , «Новая в Петербурге»
Фото: «Новая газета»
Эксперты признали Петербург городом с наибольшим количеством протестов за 2018 год. Причиной посчитали слабое взаимодействие прежней региональной власти с горожанами. Впрочем, новая региональная власть пока что следует привычкам старой. Даже в священный для коммунистов день 7 ноября партии КПРФ не дали согласованно пройти шествием к крейсеру «Аврора» и митинговать у революционной посудины: впервые в современной истории России Смольный отказался его согласовать. «Новая» посмотрела на несанкционированное шествие и узнала, зачем молодые петербуржцы присоединились к КПРФ.
Несмотря на запрет, коммунисты численностью около четырехсот человек собрались в Финском переулке у Финляндского вокзала. К несанкционированной акции в КПРФ подготовились: участникам раздавали красные партийные курточки, гвоздики и воздушные шары с символикой партии, отдельные добровольцы продавали календарики со Сталиным и газеты. Депутат-коммунистка из Заксобрания города Ольга Ходунова в начале акции объясняла полицейскому начальнику, каким маршрутом она поведет шествие. Он не возражал.
Фото: Сергей Сатановский, «Новая в Петербурге»
Из 400 собравшихся около 150 человек были не старше 30 лет. Пока подходили новые участники, собравшиеся переговаривались друг с другом. Одна женщина лет 60 рассказывала двум своим слушателям о своем тяжелом быте на Украине.
— Они всегда на западе [Украины] ненавидели коммунистов! — возмущалась она. — Это же эти, бин… бын… Бендеры!
Женщина помоложе вцепилась в молодых слушателей.
— Стихийная экономика порождает стихийное сознание, — говорила он тоном мистических программ на Рен-ТВ. — Мелкобуржуазная экономика все это порождает! Надо получить сознание извне — из теории.
Пожилые мужчины с повязанными на шее шарфиками КПРФ явно радикализировались за последнее время.
— Больше всего возмущает реакция [КПРФ на закон о повышении пенсионного возраста], — говорил один. — Ведь могли бы выйти, дверью хлопнуть. Хоть на один день! Решительнее надо, радикальнее…
Фото: Сергей Сатановский, «Новая в Петербурге»
Через полчаса собравшихся построили в ряд и велели строго по тротуарам двигаться к «Авроре». Несанкционированное шествие с флагами и портретами Ленина, очевидно, было заранее согласовано с полицией: представители правопорядка и автомобили правоохранительных органов стояли на протяжении всего маршрута на обочинах. Двигались медленно, но бодро и громко отчеканивали речовки и пели старые революционные песни.
— И Ле-е-енин такой молодой, и юный Октябрь впереди, — запевали в основном молодые люди, которых коммунистическая партия поставила в авангарде, как раз под камеры журналистов.
Старики шли позади и кричали:
— Да здравствует великий Ленин!
Молодые в ответ перешли на угрожающее:
— Скоро! Скоро! Выстрелит «Аврора»!
— А «буржуи сдохнут» — можно? — спросила у старшего товарища Ходуновой молодая член партии, функцией которой было затевать речовки, чтобы другие подхватывали.
— Не надо, — категорически отказала депутат. — Давай лучше другую.
У самой «Авроры» участники шествия возложили гвоздики к памятному камню и отправились в маленький сквер через дорогу, где летом бьет фонтан. Торжественные речи депутатов-коммунистов из Госдумы (присутствовал и Владимир Бортко) и Заксобрания оказались не очень интересны большинству молодых людей, и слушать партийцев остались в основном их ровесники.
Бортко, впрочем, потерь не заметил и обратился к собравшимся так:
— Вы знаете, почему молодежи здесь больше? Потому что коммунизм — это будущее.
В это время молодой человек из оставшихся, школьник, стоял посреди сквера, держа над головой портрет Владимира Ленина, и скандировал:
— Долой вождизм, даешь коллективизм!
Фото: Сергей Сатановский, «Новая в Петербурге»
Дама в возрасте решила, что это камень в огород вождя мирового пролетариата.
— Да ты сам не знаешь, о чем говоришь, коллективист! — с обидой прикрикнула она.
Мальчик, как выяснилось, действительно находится в поисках.
«Я уже жалею, что так сказал про вождизм, — признался он «Новой». — Можно ведь действительно понять это превратно, а я Ленина уважаю и считаю, что он великий человек. Поэтому и умер рано». К шествию с КПРФ он присоединился из чувства безопасности. «Я пришел с ними, потому что не хочу вторую административку, — сказал он. — Я еще учусь и не хочу, чтобы родители платили огромный штраф. Но КПРФ — какие они коммунисты? Они все за частную собственность! А если вы социалисты, то не называйтесь коммунистической партией». Он рассказал «Новой», что методично изучает «все 50 томов Ленина».
Девочка лет пятнадцати, стоявшая с флагом КПРФ, рассказала, что партийность у нее почти наследственная.
— У меня бабушка состояла в партии, а родители нет, — пояснила она.
По ее словам, из партийных лидеров любимый у нее Грудинин, а пререканий со старшими товарищами по партии почти нет, даже по «сталинскому» вопросу.
— Нас в школе учат, что до 1934 года одни репрессии просто были. Но что-то мне не верится, — заявила она. — Сталин проверить приказал. А не расстреливать. Проверить и навести порядок!
На вопрос корреспондента о расстреле царской семьи ответить ей не дал дедушка, который встрял в наш разговор:
— А кто расстрелял-то? Ну да, большевики, но какие? Свердлов, не Ленин же!
В дальнейшие размышления вмешался другой дедушка, который прервал первого:
— А вы что себе тут думаете? Молодежи лапшу на уши вешаете! Вы с какого года?
Ему отвечали, что с 44-го.
— Да вы сопляк по сравнению со мной! Я с 39-го! — возмутился дед и углубился в размышления о Русско-японской войне.
Чем все же возмутил его товарищ, осталось неизвестным.
Фото: Сергей Сатановский, «Новая в Петербурге»
Митинг (который партийцы называли встречей с депутатами) закончился минут через двадцать после начала. Об этом объявила Ольга Ходунова и добавила:
— Прошу вас вернуть курточки.
Самыми стойкими на этот раз оказались не молодые, а «глубоко за 60»: они еще долго пели старые песни и вспоминали молодость.
___
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕДАКЦИИ | АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ | PDF
___