Сюжеты · Общество

«Девочки прятались в туалете, чтобы не участвовать»

Как РПЦ пришла в школы

Ирина Тумакова , спецкор «Новой газеты»
PhotoXPress
О нехарактерном, мягко говоря, для светской школы мероприятии рассказали в анонимных блогах молодые люди, назвавшиеся учениками 41-й петербургской гимназии. По их словам, в конце первой четверти старшеклассников сняли с уроков, чтобы на протяжении пяти часов православный батюшка рассказывал им о построении правильной семьи. О запрете добрачных связей, о деторождении как единственном предназначении женщины и прочих традиционных ценностях.
«Мы узнали, что в насилии всегда виновата жертва (спровоцировала), сожительство и секс до брака — грех, а единственная цель в жизни женщины — деторождение», — утверждал школьник в блоге.
Когда информация выплеснулась в интернет, в школе немедленно обвинили детей — в выдумках, прессу — в искажении информации. Общаться с журналистами дирекция отказалась наотрез. По телефону там отправляют в комитет по образованию Смольного, а если прийти «живьем» — на пути железной стеной встает вахтер. Но учителя не могут отказать в диалоге родителям. Поэтому «Новая» попросила одну из мам поговорить с директором гимназии о том, что происходило на «пятичасовой лекции». Выяснилось, что школа зря так наглухо закупоривалась. Может быть, ответь директор сразу на все вопросы, не было бы такого «православного» скандала.
— Это не было пятичасовой лекцией, — рассказала родительнице директор 41-й гимназии Татьяна Кухарская. — Это была конференция для старшеклассников. Она называлась «Наши приоритеты в современном мире». И по итогам 95 процентов опрошенных детей назвали ее очень хорошей.
Во-первых, как сообщила директор, длилось мероприятие не пять часов, а всего-то четыре. Во-вторых, отнюдь не все время было посвящено половому вопросу. В начале были приветственные слова, в конце — театрализованное представление, где «все плясали, пели, изображали всякие сценки». А между ними — собственно конференция. И, как предполагал формат конференции, участники разошлись по четырем разным секциям. Из которых только две были посвящены традиционным семейным ценностям.
В распоряжении «Новой» есть программа конференции «Наши приоритеты в современном мире». Действительно, первая секция называлась «Образование и карьера в перспективе», вел ее экономист из Смольного. Вторая — «Здоровье и спорт», экспертом выступал чемпион мира по пауэрлифтингу. А вот еще две — «Отношения с родителями и самостоятельность», на нее школа пригласила протодиакона Иоанна Диденко, и «Отношения между молодым человеком и девушкой. Семья в перспективе», где старшеклассникам проповедовал священник Дионисий Вихров. Именно эти два семинара и вызвали такую бурную реакцию. Но и они — не инициатива 41-й гимназии. Такие семинары под патронатом РПЦ священники проводят во всех петербургских школах.
— Это городское светское мероприятие, оно проводится на основе соглашения между комитетом по образованию и епархией, — объяснила выбор ораторов Татьяна Кухарская. — Мероприятия проходят в рамках концепции стратегии воспитания до 2025 года. Там четко написано: мы привлекаем традиционные религиозные организации для воспитания духовно-нравственных ценностей.
По окончании этого общегородского и совершенно светского мероприятия его юных участников снабдили брошюрой с цитатами из произведений священника Илии Шугаева. А этот батюшка считается знатоком семейной жизни, посвятил ей много книг, в частности — «Брак, семья, дети. Беседы со старшеклассниками». Фрагменты из этих «бесед» и выдали школьникам, чтобы крепче усвоили услышанное на конференции.
В книге отца Илии можно почерпнуть такие знания: «Вступить в брак по любви — невозможно! Более того, я бы даже сказал, что еще ни один человек на земле не вступал в брак по любви».
Почему — это автор объясняет, сравнивая выбор жены (именно жены, не мужа) с выбором автомобиля: «Какой бы прекрасной ни была машина, есть множество других с не менее замечательными возможностями. Например, счастливый обладатель 600-го «Мерседеса» выезжает на дачу в гости к своему другу. И после поворота на проселочную дорогу на первой же колдобине он начинает завидовать счастливому обладателю джипа, только что пронесшегося мимо него. В итоге человек приходит к выводу, что машин ему надо много, и разных… Человек легко доходит до состояния, когда у него две или три «жены». Или: «Влюбленность часто является проявлением эгоизма, или, по-русски говоря, жадности». Организаторы мероприятия в 41-й гимназии выбрали еще такую, например, выдержку: «У православного христианина два основных выбора — или вступить в брак, или уйти в монастырь».
Почему-то 15-летним подросткам такие идеи не понравились. В школе уверяют, что негативно среагировали всего несколько человек: они пытались сбежать с этого абсолютно добровольного мероприятия, но были выужены учителями из туалета и добровольно водворены на конференцию.
— Три девочки прятались в туалете, чтобы не участвовать, — пожаловалась директор. — Одна из них потом говорит: «А я не хочу выходить замуж целомудренной, я хочу пробовать многих, когда найду подходящего, тогда и выйду замуж». Ей сказали: это твое право. Мы-то учим детей правильным семейным ценностям — семья, любовь, брак. Мы не можем другое проповедовать.
Если посмотреть сайты других петербургских школ, можно обнаружить, что там тоже регулярно проходят такие конференции. Это действительно общегородское мероприятие. То есть рано или поздно выступления православных батюшек на тему правильной семейной жизни слушают все дети в светских школах Петербурга.
Тем временем в петербургской гимназии №27 имени Бунина пошли еще дальше: там дети должны изучать духовную литературу, не внесенную в обычную программу.
Как рассказала «Новой» мама восьмиклассника, в конце первой четверти ее сын принес домой список вопросов для будущего экзамена по итогам года. Из 60 вопросов с десяток посвящены «Капитанской дочке» Пушкина, «Ревизору» Гоголя и поэме Лермонтова «Мцыри». На этом со светской литературой — всё. Чтобы ответить на остальные вопросы, детям придется изучить Евангелие, библейские притчи, «Домострой», жития Александра Невского, Сергия Радонежского и святых Петра и Февронии.
— Почему не Коран, не Тора, не «Так говорил Заратустра»? — удивляется Юлия Халфина, которой сын показал вопросы к экзамену. — Почему вообще так мало литературных произведений, зато Аввакуму и расколу церкви посвящены два вопроса?
Гимназия №27 — это школа с углубленным изучением литературы. «Новая» попробовала выяснить, зачем так углубленно изучать именно православную литературу. Но и тут школа категорически отказалась беседовать с прессой.
— Вы спрашиваете об этом не как родитель, — отрезала директор Светлана Филиппова.
Методист отдела образования Василеостровского района Петербурга Татьяна Зазнобина объяснила, что не все так плохо.
— Ребенок знакомится с фрагментами, разумеется, не на древнерусском языке, а в современном переводе. От ребенка не требуется знания древнерусского языка.
Но знать такие произведения, как «Домострой» или житие Александра Невского, сказала методист, восьмикласснику необходимо.
— В 8-м классе изучается такой жанр — житие, — объяснила она. — Можно изучать его на примере жития Петра и Февронии. Если ребенок знает, какие жанровые особенности у житийной литературы, тогда он с пониманием дела в 10-м классе будет читать, например, Лескова «Очарованный странник». С 9-го класса начинается историческое изучение литературного процесса — от «Слова о полку Игореве» до Бродского в 11-м классе. И там некогда уже будет изучать жанры.
Зачем «изучать жанры» так глубоко, чтобы 14-летние дети рассказывали о «Домострое» на экзамене, — этого методист объяснить не смогла. И переадресовала нас обратно в школу с углубленным изучением литературы. Потому что там учителя сами формируют вопросы для восьмиклассников. Ну а как школы общаются с теми, кто «спрашивает не как родитель», — это мы уже проходили.