Сюжеты · Политика

Конец грузинской мечты?

Грузия в последний раз выбирала президента прямым голосованием и впервые не смогла сделать это с одного раза

Грузии впервые не удалось выбрать себе президента в первом туре — никто из кандидатов не набрал больше 50 процентов голосов. Разрыв между двумя главными соперниками составил менее одного процента. Саломе Зурабишвили — формально независимый кандидат, поддерживаемый властями, набрала 38,64%. Ее соперника Григола Вашадзе — он представляет оппозиционное «Национальное движение», которое правило в Грузии в период президентства Михаила Саакашвили, поддержали 37,74% избирателей.
Выборы в Грузии. Фото: Давид Пипиа, JAMnews
По данным экзитполов, которые обнародовали в штабе правящей партии вскоре после закрытия участков, Зурабишвили набирала 52 процента. В ее штабе праздновали победу до тех пор, пока не стали поступать первые результаты из ЦИК.В Тбилиси планировался концерт в честь президента Зурабишвили, успели даже установить сцену, но ближе к полуночи — когда второй тур стал очевидным — ее пришлось разобрать.
Второй тур должен пройти до 2 декабря.
В тройку очевидных лидеров президентской гонки входили:
- Саломе Зурабишвили, независимый кандидат, поддерживаемый правящей партией; - Григол Вашадзе, представляющий оппозиционное «Национальное движение», которое правило в Грузии в период президентства Михаила Саакашвили; - Давид Бакрадзе — тоже оппозиционер из партии «Европейская Грузия», она появилась в результате раскола в «Национальном движении».
Предвыборная программа Зурабишвили сосредоточена на социальной защите (старики, инвалиды, домашнее насилие), она также обещает помочь мигрантам вернуться на родину и трудоустроиться.
Одно из ключевых предвыборных обещаний Вашадзе — выход из политического кризиса, который он видит в досрочных парламентских выборах и формировании нового коалиционного правительства. Еще кандидат обещает сократить бюрократические расходы и повысить зарплату учителям.
Выпавший из борьбы за пост президента Давид Бакрадзе, помимо привычного набора социальных обещаний, говорил, что увеличит финансирование для зарубежных образовательных программ и обеспечит законную занятость гражданам Грузии за границей.
Бакрадзе призвал своих избирателей голосовать за Вашадзе во втором туре. Многие грузинские эксперты убеждены, что электорат последует этому призыву.
Выборы в Грузии. Фото: Давид Пипиа, JAMnews
Примечательно, что оба вышедших во второй тур кандидата — кадровые дипломаты, которые в разное время возглавляли грузинский МИД. И Зурабишвили, и Вашадзе приехали в Грузию по приглашению президента Саакашвили: он — из Москвы, она — из Парижа.
Саломе Зурабишвили — внучка грузинских эмигрантов, бежавших от большевиков, она родилась и выросла во Франции. Вашадзе — уроженец Тбилиси, который после школы уехал учиться в МГИМО, потом работал в советском МИДе и учился в аспирантуре в Москве. В отличие от Вашадзе, который до сих пор является верным соратником Саакашвили, Зурабишвили быстро испортила с ним отношения и ушла в оппозицию.
В ходе предвыборной кампании обоих кандидатов обвиняли в «пророссийскости».
Соперники Вашадзе не могут простить этому кандидату московской части его биографии, а Зурабишвили обвиняют в защите интересов Кремля после ее заявлений о том, что грузино-российскую войну в августе 2008 года начала Грузия. Это крайне непопулярная и для многих в Грузии болезненная версия.
По мнению политолога Рамаза Сакварелидзе, исход второго тура зависит от явки избирателей. «Исход второго тура в основном будет зависеть именно от пассивной части избирателей — пойдут ли они на выборы и кого поддержат», — сказал Сакварелидзе «Кавказскому узлу».
Политический обозреватель Гела Васадзе считает, что оппозиции удалось завоевать достаточно симпатий избирателя, и второй тур, скорее всего, это подтвердит.
«Совершенно однозначно, что за Вашадзе проголосуют сторонники Бакрадзе [набравшего около 10 процентов голосов], его актив готов работать на общую победу оппозиции. Что касается политиков второго ряда, сторонники некоторых из них проголосуют за Зурабишвили, но большая часть отдаст голос за Вашадзе», — сказал Васадзе в интервью «Медиасети».
Публицист Заал Андроникашвили считает, что для большинства грузинских избирателей не имеет особого значения ни партийная программа, ни личность политиков.
«Они не видят партий и кандидатов, которые защищали бы их интересы, и поэтому им не так важно, за кого отдать свой голос, важнее наказать правительство», — сказал Андроникашвили JAMnews.
«На выборах они включают «аварийный режим», при котором задача сводится к сохранению демократического минимума», — добавил он, объясняя, почему разочаровавшиеся готовы голосовать за оппозиционного кандидата, возможно, и не разделяя его политических взглядов.
Нынешние выборы — последние прямые выборы президента. С 2024 года его будет выбирать избирательная коллегия, состоящая из 300 делегатов.
Грузинский президент по-прежнему может помиловать осужденных, предоставлять гражданство Грузии и представлять страну на международной арене, но все шаги при этом должны быть согласованы с правительством. Президент уполномочен назначать местные, парламентские и досрочные выборы.
Несмотря на то что первым лицом государства в Грузии является премьер-министр, пост президента тоже важен — особенно в нынешних обстоятельствах, считает политолог Хатуна Лагазидзе. — Если Вашадзе победит, он сразу назначит досрочные выборы в парламент, и «Грузинская мечта» просто распадется. Это станет концом нынешней власти».
Диана Петриашивили, «Медиасеть»