Сюжеты · Общество

Он утонул

Причиной гибели плавдока, где стоял на ремонте (и в итоге пострадал) единственный российский авианосец, назвали снегопад

Татьяна Брицкая , собкор в Заполярье
Фото: Лев Федосеев / ТАСС
В ночь на вторник на судоремонтном заводе № 82 в мурманском районе Росляково затонул плавучий док, в котором на ремонте находился авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первые сообщения прошли в соцсетях, в течение ночи, пока шла спасательная операция, официальные лица хранили молчание. Сутки спустя достоверно стало известно о четырех пострадавших, двое — в реанимации. У троих диагностировано переохлаждение, четвертый получил также травму брюшной полости. Кроме того, во вторник утром губернатор Марина Ковтун сообщила, что еще один человек пропал без вести.
Картина произошедшего складывается из немногочисленных сообщений участников событий, а также комментариев представителей СРЗ. Во время выхода авианесущего крейсера из дока последний начал тонуть. На палубу «Кузнецова» при этом упал башенный кран, еще один кран рухнул в море.
В воде оказались несколько рабочих. Около 70 человек эвакуировали с территории завода. По оценкам экспертов, операция по подъему дока на поверхность может занять около года.
Упавший кран частично повредил корпус авианосца и взлетную палубу. Корабль отбуксирован на другой мурманский СРЗ — № 35 и стоит у причальной стенки. На фото, сделанных очевидцами, видно, что рухнувший кран так и лежит на палубе крейсера. Объемы причиненного ущерба пока не называются. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека»).
Фото из соцсетей
ТАСС со ссылкой на Евгения Гладышева, пресс-секретаря получившего подряд на ремонт корабля Центра судостроения «Звездочка», сообщает, что причиной затопления стало отключение насосов, вызванное скачком напряжения в электросети. С пятницы в Мурманске систематически обесточиваются целые районы, причем на длительное время. В «МРСК Северо-Запада» поясняют, что причина — внезапно наставшая зима и обледеневшие провода, а также рухнувшая под тяжестью снега опора ЛЭП. Хотя, честно говоря, в этом году зима в Мурманске, напротив, запоздала, обычно снег лежит уже к середине октября.
В Заполярье списывать почти трехдневный блэкаут на снегопад, мягко говоря, странно.
Кроме того, если поверить версии сетевиков, встает вопрос о надежности энергосистемы области, в которой находится целый ряд стратегических предприятий. Говорить об этом начали еще в понедельник, когда ворохом жалоб жители просто завалили энергетиков и коммунальщиков, а к ночи случилось ЧП в Рослякове.
Комментарий «Звездочки» не столько снимает лишние вопросы, сколько ставит новые. Выходит, самый большой в России плавучий док, больше того, единственный док, способный принять единственный российский авианесущий крейсер, не имеет резервной системы электропитания на случай обрыва сети? Верится с трудом. По идее, аварийные дизель-генераторы на объекте такого класса запускаются автоматически через считанные минуты после отключения электропитания.
В противном случае получается, что безопасность стратегических объектов весьма хрупка — раз отступает под напором обычной метели.
При этом сами энергетики после внутренней проверки заявили, что в момент аварии никаких сбоев подачи электроэнергии на росляковский СРЗ не было.
В разговоре с ТАСС глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов подтвердил: в ОСК «знали, что состояние дока не очень хорошее». При этом в ОСК настаивают, что на сроках ремонта «Кузнецова» ЧП не скажется. Во что верится с трудом не столько из-за новых повреждений, сколько из-за того, что другого дока, способного принять ТАКР, просто нет. Новороссийский ПД-190 сам требует ремонта и вряд ли выдержит переход в Мурманск.
Петр Саруханов / «Новая газета»
В Рослякове настроения, близкие к паническим: район надеялся исключительно на этот плавдок — главный актив СРЗ. ПД-50 был построен в 1980 году в Швеции, его длина — 330 метров, грузоподъемность — 80 000 тонн. Именно в нем в свое время разделывали «Курск». Чуть позже плавдок едва не стал эпицентром катастрофы: в нем горела АПЛ «Екатеринбург» с ядерным боезапасом на борту.
Однако в последние годы СРЗ обещали перепрофилировать. Речь шла о приеме на ремонт в будущем арктических судов в интересах нефтяной промышленности — ради этих перспектив пару лет назад район Росляково потерял самостоятельность и статус ЗАТО, дававший определенные льготы жителям. Посулы «Роснефти» превратить его в центр судостроения, однако пока откладываются, а нужды военно-промышленного комплекса обслуживать теперь просто не на чем.
Актив ушел под воду, люди боятся сокращений.
Что до судьбы авианосца, то тут происшедшее выглядит скорее логично. «Кузнецов» с момента постройки большую часть жизни провел в ремонте, а не в походах. Биография его настолько несчастливо складывается, что после сообщений об очередном ЧП в мурманских пабликах стали писать, что не удивились бы, если бы на палубу корабля упала МКС. Тем паче что с космической промышленностью, на которую аккурат с обороностроения перекинули г-на Рогозина, у нас в последнее время тоже не все гладко.
Фото из соцсетей
В марте «Адмирал Кузнецов» возглавил составленный The National Interest рейтинг худших в мире авианосцев, когда-либо спущенных на воду. «Кузнецов» медленно движется, коптит, становится персонажем мемов, страдает неисправностью котлов и становится черной дырой для бюджета. По подсчетам РБК, стоимость средиземноморского похода крейсера составила до 10 млрд рублей.
В том походе, в 2016 году, всего за месяц крейсер потерял два палубных истребителя: оба упали в море по причине технической неисправности.
Словом, хоть пропаганда и старается представить «Кузнецова» символом военно-морской мощи страны, получается так себе. Чтобы комический эффект сменился наконец героическим, корабль надо реконструировать.
В апреле 2018 года Минобороны подписало соответствующий контракт со «Звездочкой». Ремонт должен продлиться до 2021 года, в планах установка новых котлов, а также систем, обеспечивающих полеты авиагруппы, и системы ПВО. Ремонт обойдется в 60 млрд рублей. После ЧП с плавдоком трудно предполагать, останется ли эта сумма неизменной.

P.S.

P.S. Авианосец не был застрахован — затонувший док ремонтирвать нецелесообразно — ближайший аналогичный док на Дальнем Востоке... Во вторник днем глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что ОСК намерена подать иск к СРЗ на сумму ущерба, который авария нанесла авианосцу. По словам Рахманова, Минобороны не застраховало ремонт крейсера, поэтому ущерб можно возместить только в судебном порядке. В настоящее время конечным собственником СРЗ является «Роснефть», представители которой ранее заявляли о планах по обширной модернизации завода.