На Первом канале завершился сериал «Светлана», посвященный дочери Сталина. Нерв сочинения — многочисленные романы Светланы Аллилуевой, в том числе с людьми, составляющими гордость отечественной культуры. Узнать их легко, даже если они скрываются под вымышленными именами.
Поскольку эпидемия байопиков добралась и до российского телевидения, перед авторами встает (точнее, должна встать) старая, как мир, проблема о пределах допустимости трактовок: как определить в художественном кино грань между полуправдой и ложью? В наших широтах, разумеется, это вопрос риторический. Здесь даже новостные программы строятся по сомнительному принципу Тынянова «там, где кончается документ, начинаю я». (Хотя сам писатель относился к «домысливанию» своих персонажей с осторожностью и тактом). Что уж говорить о биографических сериалах, где свобода трактовок знаменует высшую из свобод?
У мастеров жанра границ нет: Сталин украшается нимбом святости, а Феликс Дзержинский превращается из палача с кровавым подбоем в почти безобидного невротика.
Смешно требовать от драмоделов точности Брокгзауза и Ефрона. В отечественном варианте любой байопик настоян на клюкве малаховщины, несовместимой с точностью. Превалирование эмоций не только над фактами, но и здравым смыслом, приводит к полному смещению оптики. Литература — последнее, что интересует ТВ, но и тут оптика смещена давно и безнадежно. Экран знает двух великих поэтов современности — Рождественского и Дементьева. Они популярнее не только всех шестидесятников, вместе взятых, но и Блока с Мандельштамом. А если и залетит случайно в эфир отличный фильм «Бродский не поэт», то случится это глубокой ночью. Может, оно и к лучшему. «Таинственная страсть» (так назывался сериал о поэтах второй половины прошлого века) убивает все живое. Холопское обожание приводит к появлению в Москве тупика Высоцкого.
Давид Самойлов, один из героев «Светланы», не нуждается в публичных хит-парадах. Он — большой поэт на все времена. Как и положено большому поэту, склонен к пророчеству. В актуальном, сегодня и всегда, стихотворении «Вот и все, смежили очи гении» вывел формулу беспамятства: «Нету их, и все разрешено». Стихотворение написано в год смерти Ахматовой. Писал о других, а вышло, что и о себе тоже.
Давид Самойлов, 1945 год
В редакцию пришло письмо от старшего сына поэта Давида Самойлова Александра Давыдова. Искажение образа отца, изображенного под прозрачным «псевдонимом» Давид Смолов в сценарии Бородянского к телесериалу «Светлана», вызвало возмущение семьи поэта.
Александр Давыдов обратился к Бородянскому с открытым письмом, которое публикуется ниже.
открытое письмо александра давыдова — александру бородянскому
Господин Александр Бородянский,
Примерно полтора года назад ко мне, старшему сыну Давида Самойлова, и его вдове Галине Ивановне Медведевой обратилась некая Екатерина Хрущева. Она сообщила, что фирма ЗАО «Всемирные русские студии» готовит для Первого канала телесериал «Светлана» о Светлане Аллилуевой.
Г-жа Хрущева попросила у нас разрешение на «использование образа» и цитирование стихов Самойлова, заверив, что он представлен в «достойном виде». Однако, получив соответствующие отрывки из сценария, мы были в полном шоке (тогда еще Самойлов был назван впрямую).
Возмущенные, мы отправили письмо К. Эрнсту, отрывки из которого процитирую:
«Невозможно представить, кому пришло в голову так откровенно глумиться над памятью одного из крупнейших русских поэтов второй половины ХХ века. В сценарии переврано все, что можно: факты его жизни, его отношения с Аллилуевой, которой к тому же «перепосвятили» стихи, обращенные вовсе к другим женщинам, а главное, полностью искажена его личность. Самойлов, считавшийся одним из самых умных и остроумных людей своего времени (см. многочисленные воспоминания о нем, его собственные мемуары и дневники, уж не говоря о стихах), представлен глупым пошляком-соблазнителем, несущим выдуманную авторами чушь».
И еще вам, конечно, известно, что Самойлов ветеран войны, всеобщее уважение к которым постоянно декларируется: фронтовой разведчик 1-го Белорусского. Задавая полуриторический вопрос «кому пришло в голову?», мы были уверены, что сценарист — какой-то безвестный молодой халтурщик, толком не знающий творчества Самойлова. Оказалось, вовсе нет: почтенный профессионал, уже в летах, автор вполне умелых сценариев нескольких популярных фильмов, наверняка знающий, какими отношения Самойлова и Аллилуевой были в действительности (заметно, что вы читали и воспоминания о Самойлове, и его дневники). Это вызвало уже просто недоумение. И дело даже не в полной беспомощности, примитивности и лживости этих сценарных отрывков.
Во-первых, казалось бы, для вашего поколения имя Самойлова не пустой звук. А, во-вторых, следом за вопросом «кому?» появился вопрос «зачем?». Поскольку я далек от конспирологии, у меня возник единственный ответ:
Александр Бородянский. Фото: film.ru
всего лишь в угоду мелодраматическому сюжету сценарист счел возможным оплевать большого русского поэта,
по мнению многих, крупнейшего в своем поколении, противопоставив ему, «растленной литературной богеме», благородного индуса (возможно, действительно достойного человека, но нам совершенно неведомого).
Завершили мы письмо Эрнсту так: «Хочется верить, что указанное ЗАО все же не имело сознательного намерения оскорбить Самойлова (а заодно и его читателей и почитателей), а тут чье-то тупое недоумие». Не исключено, что это наше послание, как, видимо, и возмущение потомков других «персонажей» сериала, вызвало задержку с его показом, который, как нам сообщили, должен был начаться в июне 2017 года, для внесения поправок в сценарий.
За это время вы имели возможность исправить «тупое недоумие», если это было действительно случайное помутнение рассудка. Да, сценарий вы немного «смягчили», выбросили самую безобразную, выходящую за все рамки приличия сцену, а также стихи Самойлова заменили чьей-то сомнительной версификацией. Ясно, что по необходимости: цитировать без разрешения правонаследников — подсудное дело. Но в результате такого подлога, глядишь, кто-то действительно примет эти сочинения за стихи Самойлова. Сюжетная коллизия осталась прежней.
«Поэт Давид Смолов» в вашем изображении ничуть не поумнел и не стал ни остроумнее, ни благороднее. То, что вы в сценарии подменили реальные имена прозрачными псевдонимами, это примитивная уловка. Ваши «персонажи» весьма известные люди. «Дезик Смолов» с женой Лялей и другом Борисом Грибановым — точное и однозначное указание на Самойлова, да вы сами в этом признались в своем интервью газете «Собеседник» № 40, 2018. Так же как и всем понятно, кто скрывается под наименованиями Каплин, Невзоров, Долидзе, Синявский, с которыми вы обращаетесь столь же бесцеремонно.
Ваше «постуведомление», что, мол, авторы сериала что-то сами домысливали, тоже недобросовестно: по крайней мере, в случае с Самойловым, вы точно знали, какие ваши оскорбительные домыслы совершенно нереальны.
Зачем я вам пишу? Чтобы выразить свое неуважение именно вам, а не каким-то там ЗАО или каналам, человеку, принадлежавшему к той же среде, что и Самойлов, который должен бы знать, сколь важна была в советскую эпоху его поэзия для широкого круга читателей. Она и сейчас важна: уверен, вы знаете, что его сочинения постоянно переиздаются, стихи исполняют многие известные актеры, опубликовано множество воспоминаний о нем.
И вообще, жаль, что талантливый в прошлом кинодраматург сочинил столь бездарный сценарий, — по сути, цепочку примитивных мелодрам, — продемонстрированный всей стране. Мы с вами уже далеко не молодые люди. Извините, но в таких случаях говорят: «А стоило ли портить свой некролог?» Вам виднее.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»