Комментарий · Политика

Долгие поиски врио

Губернатора для Забайкалья не могли назначить две недели

Александр Осипов. Фото: РИА Новости
Спустя две недели после отставки главы Забайкальского края Натальи Ждановой Владимир Путин наконец назначил врио — им стал бывший первый замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов. Эксперты называют Забайкалье крайне депрессивным регионом, который к тому же не получает серьезных инвестиций из центра. Вероятно, поэтому так долго не было желающих возглавить регион, поступали даже слухи об отказах со стороны потенциальных претендентов. Осипов — уроженец Ростова-на-Дону, пять лет проработал на Дальнем Востоке, входит в совет директоров энергетической компании «РусГидро». С Забайкальским краем у него нет ничего общего, так что он типичный варяг. Корреспондент «Новой» собрала мнения экспертов об этом назначении.
— Так долго думали с назначением, потому что нет камикадзе, — уверена эксперт в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич. — Все нормально, человек отсидит немного, потом его заменят следующим. От перестановки стульев комната все равно не поменяется.
В августе этого года фонд «Петербургская политика» поставил Забайкальский край в один ряд с регионами «со слабой социально-политической устойчивостью». Наталья Зубаревич перечисляет его главные проблемы:
«Отсутствие инвестиций на протяжении нескольких десятилетий, очень дохлая экономика, сельское хозяйство — в основном только скотоводство.
А Чита — недостаточно велика, чтобы быть драйвером развития. Очень депрессивный регион».
Забайкалье также имеет репутацию столицы АУЕ (неформального объединения несовершеннолетних, романтизирующих арестантский уклад жизни). В 2014 году прокуратура региона сделала заявление, что в Чите и других районах края действуют многочисленные «устойчивые группировки молодых людей 14–18 лет. <…> Подобными группами насаждается уголовное мировоззрение, совершаются вымогательства с учащихся денег, якобы для формирования так называемого «общака». В течение последующих лет эта ситуация только усугублялась, один из последних инцидентов, связанных с АУЕ, произошел в августе этого года в Чите — местные жители напали на воинский эшелон, один человек погиб и трое получили ранения.
Бывший губернатор Наталья Жданова покинула свой пост 11 октября, сославшись на «внутренние мотивы и объективные обстоятельства». Незадолго до объявленной отставки СМИ прогнозировали такое развитие событий из-за отсутствия поддержки главы региона среди местных жителей и наличия тяжелой социально-экономической ситуации. Назначение врио главы пришлось ждать две недели.
— Регион сам по себе считается тяжелым, неподъемным и непрестижным, — рассуждает политолог Ростислав Туровский. — Наверное, это одна из причин, по которой трудно было подобрать человека из федеральной элиты. С другой стороны, если говорить о представителях региональной элиты, там кадровая ситуация откровенно плохая, поэтому и там найти кандидатуру не удавалось, и центр никому оттуда не доверял. Непристроенного чиновника из руководства Минвостокразвития решили поставить на регион, который ему не то чтобы сильно знаком, но в котором он может попробовать использовать опыт работы в министерстве, когда он занимался там Дальним Востоком.
Относительно перспектив Осипова в Забайкалье высказался политолог Александр Кынев. «Забайкальские страдания завершились назначением врио, не имеющего никакого отношения к региону и никогда не занимавшегося публичной политикой «чистого менеджера». <…> Человек, наверное, хороший, но это не профессия, в таком сложном регионе нужны политики и переговорщики с высоким личным авторитетом», — пишет Кынев в своем Facebook.
— О перспективах говорить сложно, поскольку Забайкалье находится на периферии повестки, — рассказал «Новой» глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — И с момента замены губернатора-долгожителя Гениатулина (Равиль Гениатулин возглавлял Забайкальский край с 2008 по 2013 год. — Ред.) Забайкалье скорее потерялось на общем фоне. Сейчас есть попытка присоединить регион к дальневосточному вектору (технически это Сибирский федеральный округ) — к проектам вокруг развития Владивостока. Но здесь есть свои переменные — в том числе неопределенность вокруг персоны губернатора Приморья.
Осипов уже попросил у президента личного содействия в распространении инструментов поддержки региона, которые есть на Дальнем Востоке. Среди них: инфраструктурные субсидии для инвестиционных проектов и предоставление гражданам бесплатно одного гектара земли.
Ростислав Туровский считает, что сколько продержится Осипов на месте врио губернатора, будет зависеть от того, сможет ли он стать «политиком»: «Он — молодой чиновник, не политик. Нужно учитывать протестные настроения, которые, безусловно, развиты в Забайкальском крае, и то, что он не контролирует отношение «Единой России». Не говоря уже про отношения с другими партиями, которые набрали очки на последних выборах в региональные законодательные собрания».
— Сможет ли он стать тем самым политиком и разрулить эту ситуацию? — задается вопросом Туровский. — В противном случае будет вариант, похожий на историю Хабаровского края, — выдвижение кандидата от парламентской оппозиции, который будет играть на протестных настроениях и, возможно, найдет поддержку у части местной элиты.
Выборы губернатора Забайкальского края состоятся в сентябре 2019 года.