Где: Замоскворецкий районный суд Москвы
Кто: Саид Ахмаев, Лечи Болатбаев, Евгений Катков, Мовлади и Ахмед Булгучевы.
Статья: ст. 163, ч. 3, п. б. («Вымогательство в особо крупном размере, совершенное группой лиц под угрозой применения насилия»)
Стадия: судебное следствие
Грозит: от 7 до 15 лет
Лечи Болатбаев, сотрудник МВД Чечни и охранник Адама Делимханова
В Замоскворецком суде продолжается процесс по делу сотрудников МВД Чечни Саида Ахмаева и Лечи Болатбаева (на момент задержания также были охранниками депутата Госдумы Адама Делимханова), уроженцев Ингушетии Мовлади и Ахмеда Булгучевых и московского бизнесмена Евгения Каткова. Они обвиняются в вымогательстве в особо крупном размере у предпринимателя Константина Жукова. Как уже писала «Новая», козыряя липовыми удостоверениями сотрудников СКР Чечни и угрожая расправой над всей семьей, они заставили бизнесмена написать долговые расписки на сумму 100 миллионов рублей.
В самый разгар судебного процесса в начале октября обвиняемые неожиданно освободились из СИЗО даже без всякой подписки о невыезде: прокуратура, регулярно ходатайствовавшая перед судом о продлении им меры пресечения, в этот раз почему-то не стала этого делать.
В СИЗО группа вымогателей находилась с августа 2016 года. После задержания выяснится, что они входили в так называемую правозащитную организацию «За справедливость», чьи сотрудники оказывали гражданам частные коллекторские услуги. В ходе обыска в офисе организации обнаружат около 200 долговых расписок на суммы от 50 миллионов рублей.
А дома у Ахмаева и Болатбаева нашли копию уголовного дела об убийстве Бориса Немцова и целый арсенал оружия.
По данным следствия, за период с 2015 по 2016 год группа вымогателей активно выколачивала «долги» и у других бизнесменов. Об этом, в частности, рассказывал выступавший в суде на прошлой неделе следователь по делу Владимир Денисов (на его вызове настаивала защита). При этом его рассказ постоянно пытались прервать сами защитники и судья Наталья Чепрасова.
Защита вообще выступает резко против каких-либо упоминаний как о свидетелях, которым их подзащитные угрожали заведением уголовного дела, так и против каких-либо упоминаний о связи подзащитных с депутатом Госдумы Адамом Делимхановым. Хотя имеющиеся прослушки из материалов дела говорят об этом буквально.
Адам Делимханов и Рамзан Кадыров на турнире UFC в Олимпийском 15 сентября. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Так, 29 июня 2016 года около 12.30 Ахмаев и Болатбаев заявляются без предупреждения в офис к предпринимателю Сергею Цвитенко на улице Усачева в Москве. Тот их видит впервые. Визитеры предъявляют поддельные удостоверения сотрудников СКР Чечни, говорят, что их «шеф» — Адам Делимханов, и просят вернуть долг бывшему партнеру раньше срока, намекая на возбуждение уголовного дела. Примерно через полтора часа того же дня Ахмаев и Болатбаев уже сидят в кафе на Пречистенке на встрече с коммерсантом Жуковым.
Сценарий тот же: показывают липовые удостоверения сотрудников СКР Чечни, угрожают заведением уголовного дела.
Саид Ахмаев, сотрудник МВД Чечни и охранник Адама Делимханова
Если Жуков под угрозой расправы с семьей долговые расписки на 100 миллионов в итоге подписал, то предприниматель Цвитенко не растерялся и, когда секретарша сообщила, что к нему в офис пришли какие-то неизвестные кавказцы, включил в телефоне диктофон, а в кабинете — невидимые посетителям видеокамеры.
Ахмаев:
— Здравствуйте.
Цвитенко:
— Проходите, садитесь.
Ахмаев:
— Саид.
Цвитенко:
— Сергей.
Ахмаев:
— Очень приятно. До вас добраться старику как-то тяжело. Устал.
Болатбаев:
— Короче, ситуация следующая: мой оппонент — Александр, есть такой? (бывший бизнес-партнер Цвитенко, который и обратился к группе за «помощью» — Ред.) Дело в том, что… Чтобы было что и как, мы со Следственного комитета…работаем.
Цвитенко:
— Можно поближе [бумаги] посмотреть?
Болатбаев:
— У нас база в Президент-Отеле находится. Работаем, коллекторская компания «Справедливость». С ними сотрудничаем. К нам обращаются разные люди через Делимханова Адама Султановича. Вот по этой ситуации хотели бы услышать, чем можем помочь человеку. Пришел, обратился, так и так, обязательство не выполнил человек, который должен был выполнить. Пришли к вам познакомиться для начала…<…> Что вы хотите сделать, как решить, не решить, услышать бы вас.
Цвитенко:
— Вопрос не понял. Если вы знакомы с этим договором, там все вроде написано. Он же вас посвятил, наверное, в курс дела? Я ему помог вытащить деньги из банка. Сказал, что с ним рассчитаюсь через два года. <…>
Ахмаев:
— Ну… Сергей, что я хотел сказать, чтоб вы поняли: мы не просто там с улицы от делать нечего. Этот человек непосредственно нашему шефу… У нас есть бумаги, у нас всё есть. <…> Понимаешь, здесь ситуация. Не мы там, а наши старшие. Шеф говорит: «Придите, с человеком поговорите, познакомьтесь, поговорите, если должен, объясните». Вроде бы нас все знают в Москве, да и мы тоже нормальные люди. Всегда люди [нам] долг отдают, никаких проблем. Мы здесь не собираемся руки выкручивать, но там указание: если нет, то поедем сейчас дело возбудим и дальше будем в рамках уголовного дела работать. Просто вы должны понять, что к вам не просто люди с улицы пришли, а команда, которая известна, которая на высшем уровне работает и здесь решает вопросы. Раз мы пришли сюда, то у нас не бывает того, что мы не закрываем вопрос. Если вы к нам обратитесь, мы тоже по чести решим вопрос, по-человечески».
В суде выяснилось, что диск с данной прослушкой сломан (!), и по этой причине его не смогли прослушать. До этого с диском знакомилась защита и категорически возражала против ее озвучивания. Судья с ними согласилась.
Как ожидается, 26 октября состоятся прения сторон.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»