Окружной суд Хельсинки приговорил к 1 году и 10 месяцам тюрьмы Илью Яницкина — создателя сайта MV–Media. Еще двое сотрудников интернет-ресурса приговорены к условным срокам. На всех троих наложены штрафы на общую сумму 136 тысяч евро. Deutsche Welle называет сайт MV–Media «прокремлевским» и сообщает, что уголовное дело было возбуждено за травлю журналистки канала YLE Джессики Аро, которая с 2014 года регулярно снимала репортажи о распространении в финских соцсетях дезинформации. Нападки на Аро усилились после ее интервью с сотрудниками петербургской «фабрики троллей». В интернете были размещены ее личные данные, неизвестные начали следить за ее передвижениями, и она стала получать угрозы.
Петр Саруханов / «Новая газета»
В России журналиста Дениса Короткова травят не менее остервенело — и тоже с ушатами помоев в интернете, с угрозами, с раскрытием личных данных, включая место жительства. И заказчики, и организаторы, и исполнители травли Короткова чувствуют себя в полной безопасности, в отличие от их «коллег» в Финляндии.
На что нельзя не обратить внимание. И финская журналистка Джессика Аро, и российский журналист Денис Коротков, с сентября этого года работающий в «Новой газете», стали жертвами интернет-травли после того, как заинтересовались деятельностью структур, которые связаны с известным питерским бизнесменом, так называемым «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным. Аро занималась расследованием работы «фабрики троллей», Коротков, еще работая в питерской «Фонтанке», — участием россиян в боевых действиях в Донбассе и Сирии в составе неофициальных воинских подразделений, которые в прессе получили название «ЧВК Вагнера».
Какова технология травли?
15 октября в 19.05 агентство ФАН (относится к «пригожинскому» медиахолдингу) выложило на сайте текст, в котором обвинило Короткова в том, что он «может стать виновником смертей родственников российских солдат, воюющих в Сирии». Потому что он якобы «опубликовал имена и адреса родственников добровольцев и солдат, сражающихся с террористами в Сирии, а значит, подставил их под удар: террористы сегодня умеют читать».
ФАН, страхуясь, сослался на некоего Михаила Комоляткина — россиянина, не скрывающего, что он принимал участие в боевых действиях на территории Украины. В публикации ФАН приведены и «доказательства». Дословно: «На прошлой неделе сотрудники ФСБ России задержали «спящую ячейку» террористов, которые готовились к убийству родственников воевавших в Сирии летчиков. И снова адреса были «слиты» в интернет, возможно, как раз журналистом-расследователем из Петербурга». Указал ФАН и место проведения, «на прошлой неделе», спецоперации ФСБ по ликвидации «спящей ячейки» террористов — это город Уфа. Не забыв сообщить, что об этом якобы написал «Коммерсантъ».
А теперь — внимание. Разберем, почему это — фейкньюс.
Во-первых, ничего подобного в «Коммерсанте» не было. Да, в материале, опубликованном 8 октября, действительно написано, что «раскрыв группировку сторонников запрещенного в России «Исламского государства» (террористическая организация, ИГ) в Уфе, сотрудники ФСБ предотвратили не только готовившиеся ими теракты в двух пассажирских автобусах, но и нападения на семьи пилотов военной авиации, бомбивших боевиков в Сирии. Перед арестом террористы как раз обсуждали с заказчиками акции, что им делать с женщинами и детьми, которые окажутся у них в заложниках».
Но в этом материале речь шла об арестах весны 2016 года. Обезвреженные тогда приверженцы запрещенного в России ИГИЛ Ишбаев, Парипев, Шарипова были осуждены в декабре 2017 года. А эпизод с планированием захвата членов семей летчиков в ходе следствия и судебного процесса вообще не нашел подтверждения.
Подчеркну, до ареста участников уфимской «спящей ячейки», у Дениса Короткова вообще не было публикаций ни о летчиках, ни о добровольцах «ЧВК Вагнера», воюющих в Сирии.
То есть первый шаг — придумать «новость», опубликовав ее со ссылкой либо на какого-нибудь реального персонажа, решившего по каким-то своим причинам в этом поучаствовать, либо на дружественный или, как правило, «помоечный» интернет-ресурс. В данном случае — это некто Комоляткин и почему-то солидный «Коммерсантъ», который, повторю, ни о каком «журналисте-расследователе из Петербурга» не писал.
Шаг второй — раскрутка. Огромное количество репостов за ограниченное количество времени, комментарии троллей, публикации оплаченных блогеров и присоединившихся к ним «братьев по разуму». Угрозы, проклятия. Атмосфера накаляется, «новость» разгоняется и начинает доминировать в социальных сетях. Пик кампании пришелся на 17 октября.
И как раз 17 октября, еще до рассвета, к зданию «Новой газеты» был доставлен траурный венок с фотографией Дениса и очередными оскорблениями. Чуть позже и в Санкт-Петербурге к дому, в котором живет журналист, была организована интернет-доставка траурного букета с визиткой «Мы тебя не забудем».
Для чего это делается? Чтобы «новость» не затухала, нужны новые инфоповоды.
В 11 часов 02 минуты 17 октября в твиттере журналистки Юлии Витязевой (сотрудничает с сайтом news-front.info) появляется запись: «Редакцию «Новой газеты» за слив персональных данных российских военных «журналистом» Коротковым «поблагодарили» похоронным венком с надписью «Денис Коротков — предатель Родины».
Скриншот твита Юлии Витязевой
К твиту была прикреплена фотография венка. Однако эту фотографию мог сделать только тот, кто венок и притащил, потому что «подарок» пролежал считаные минуты — его забрала охрана здания. К тому же фотография низкого качества, сделанная еще в темноте, до рассвета, когда в нашем тихом переулке не гуляют даже собачники. Витязева приводит даже текст надписи на венке, которую на фото такого качества разглядеть просто невозможно.
Но твит Витязевой собрал несколько сотен репостов и столько же лайков — опять-таки за очень ограниченное время.
В 9:18 появляетсятвит Руслана Осташко, главного редактора портала PolitRussia. И это была не рядовая запись, а анонс видеозаписи, на которой автор негодует, еще раз тиражируя дезинформацию агентства ФАН. Дословно: «Задержанные на минувшей неделе террористы планировали нападения на семьи российских летчиков, действующих в Сирии. Это задержание вновь поднимает вопрос об ответственности отдельных журналистов и либеральных СМИ в целом за фактическую помощь террористам».
Скриншот твита Руслана Осташко
Видеозапись с откровенной дезой набирает несколько десятков тысяч просмотров.
В 12.55 в твиттере «Большой Брат» появляется текст: «В Уфе задержали террористов, которые планировали нападения на семьи военных, участвовавших в военной операции в Сирии, личные данные которых они получили из публикаций автора «Новой газеты» Дениса Короткова. Почему этот Коротков до сих пор не арестован?»
И опять — за несколько часов твит собирает 1,2 тысячи репостов.
Скриншот твиттер-пользователя «Большой брат»
Ну а дальше началось нашествие в социальные сети как живых пользователей, так и ботов с троллями.
18 октября была предпринята еще одна попытка подлить керосина в искусственно созданный скандал. В редакцию принесли в подарочной корзине отрезанную голову барана. «Привет» передавали уже не только Короткову, но и главному редактору. И это притом что «Новая газета» не имела никакого отношения к публикациям ни об уфимских террористах, ни о летчиках.
Мы восприняли все это, включая сетевые призывы к расправе, как реальную угрозу журналистам «Новой». Потому обратились в полицию, которая отреагировала оперативно и профессионально. Начата доследственная проверка.
К чему был весь этот шум? Может быть, ответ кроется в статье Дениса Короткова, которую готовил журналист и которую мы публикуем в этом номере.