В среду, 24 октября, Госдума рассмотрит в первом чтении проект закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов». Обычно споры и разногласия вызывает распределение денег, однако сейчас у депутатов, экспертов и бизнес-сообщества возникли серьезные вопросы к некоторым источникам доходов. В проект бюджета заложены доходы от проведения аукционов на право добычи краба в размере более 41 миллиарда рублей как в 2019-м, так и в 2020 году. Получить эти деньги можно в одном-единственном случае: если изменить действующий сейчас в отрасли «исторический принцип», согласно которому компании, имеющие квоты, получают право их автоматического продления при условии работы без нарушений.
Согласно Бюджетному кодексу, необходимо законодательное обеспечение всех прогнозируемых доходов. А поскольку закона об изъятии квот у добросовестных пользователей нет, то нет и оснований вносить в проект бюджета доходы государства от передела рынка.
По словам президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева, «проведение крабовых аукционов возможно только после внесения изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Проект такого закона не размещен на сайте проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru для общественного обсуждения и не направлен в субъекты Федерации.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил обращение председателю Счетной палаты РФ Алексею Кудрину. В документе отмечается, что, согласно анализу комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, включение прогнозируемых от крабовых аукционов доходов в проект федерального бюджета не соответсвует требованиям статей 37 и 174.1 Бюджетного кодекса страны.
По мнению первого заместителя губернатора Архангельской области Алексея Алсуфьева, в рамках подготовки проекта ФЗ к рассмотрению Государственной Думой необходимо скорректировать объемы прогнозируемых доходов бюджета без учета прибыли от продажи на аукционах права на заключение договоров о закреплении квот на вылов краба.
17 октября до позднего вечера не прекращались дебаты в профильном комитете Госдумы по бюджету и налогам. Участники заседания эмоционально спорили, грозились писать докладные и требовали друг у друга объяснений. Звучали фразы: «бред», «вы хотя бы изучайте вообще, с чем вы сюда приходите?», «вы издеваетесь?».
Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров справедливо отметил, что недопустимо включать в доходную часть бюджета поступления от крабовых аукционов. «Практически ничего нет, а доходы уже поделили. Кто поделил? Вы поделили или правительство? Вы что творите?» — возмущался Макаров, обращаясь к представителям Минсельхоза. Принципиальную позицию занял и председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев: «Нас больше всего смутила доходная часть. А именно запланированные доходы от крабовых аукционов, притом что у нас нет даже законопроекта о том, чтобы изменить исторический принцип распределения квот».
Представитель Минсельхоза неуверенно сослался на некое поручение, на основании которого якобы будет внесен проект закона о крабовых аукционах. Депутаты отметили, что необходимо ориентироваться на действующий закон, а значит, нельзя сначала принимать бюджет, а потом подгонять под него действующее законодательство.
Как ни странно, заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко промолчала, хотя именно ее ведомство в конечном счете отвечает за бюджет.
По итогам бурного заседания комитета Минсельхозу было дано указание: в кратчайшие сроки представить в Госдуму исчерпывающую информацию об «аукционном» законе.
Как уже рассказывала «Новая газета» (см. № 82 от 1 августа 2018 года), инициатива, которую поддерживают Росрыболовство и Минсельхоз, вызывает резкое неприятие представителей рыбопромышленной отрасли. Потому что в игре по новым правилам будет только один победитель — Русская рыбопромышленная компания (РРПК) Максима Воробьева и Глеба Франка. Сверстать федеральный бюджет страны в интересах одного игрока? И такое, как выясняется, бывает.
Роман Седов, специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»