15 октября мир узнал о существовании Пола Аллена — предпринимателя, инвестора и филантропа. Узнал, потому что Пол умер, а СМИ рассказали, как в далеком 1975 году он создал компанию Microsoft. Вместе с самим Биллом Гейтсом. Не только создал, но даже придумал ей легендарное название.
Одно непонятно: почему о Гейтсе слышали все, а об Аллене — лишь немногие?.. Может, дело в деньгах? Как-никак у Гейтса $98 млрд, а у Аллена всего-то 20.
Версия с деньгами, похоже, отпадает. У создателя Amazon Джефа Безоса целых $147 млрд, а о его существовании догадываются еще меньше людей, чем об Аллене.
Не собираюсь восстанавливать историческую справедливость и рассказывать читателю о выдающихся открытиях, достоинствах души Пола Аллена и неизгладимом следе, оставленном им в истории. Скорее наоборот: попытаюсь обосновать, почему безусловно незаурядная личность, стоявшая у истоков одной из самых влиятельных транснациональных корпораций планеты, уходит из жизни в полузабвении.
Головокружительный успех компаний — застрельщиков компьютерных технологий, нагляднее всего объяснить метафорой Дон Кихота и Санчо Пансы. Нам лишь потребуется — в угоду времени — слегка перевернуть историю с ног на голову.
Почему так преуспели Intel, Microsoft, Cisco, Apple и подобные? Потому что их учреждали два персонажа: придурковатый в быту, однако пребывающий в перманентном диалоге с Всевышним, Рыцарь печального образа, и невзрачный землепашец, приспособленный к жизни, ушлый, умеющий эффективно обходить конкурентов и кидать временных попутчиков.
Дон Кихота в компании Apple звали Стив Возняк, роль Санчо Пансы исполнял Стив Джобс. У Intel было аж два благородных рыцаря: инженер Роберт Нойс и профессор химии Гордон Мур, которые наверняка угробили бы бизнес, не перехвати у них в критические моменты бразды правления местный Санчо Панса — менеджер и коммерсант Эндрю Гроув.
Cisco учредила семья Кихотов — супруги Леонард Босак и Сандра Лернер. Если бы в 1990 году их не «ушел» из компании коллективный Панса — группа эффективных управленцев, назначенных венчурными инвесторами, то о легендарном производителе сетевого оборудования сегодня никто бы не смог вспомнить.
Microsoft не стала исключением: компанию учредил генератор идей Пол «Кихот» Аллен на пару с двужильным и пробивным Биллом «Санчо» Гейтсом. Последний с самого начала расставил приоритеты по понятиям: сначала обещал Аллену долю в 40%, затем, перед самым подписанием договора, снизил ее до 36, мотивируя тем, что, в отличие от Аллена, не получает зарплату на стороне, да и вообще проводит в офисе существенно больше времени.
Пол Аллен спорить не стал, ибо объективно оценивал свои слабости: как и положено генератору идей, он перескакивал от одного изобретения к другому, утрачивая интерес к перспективным проектам до того, как те успевали приносить деньги. В этот момент подключался юный Гейтс, впивался питбульей хваткой в разработку и не разжимал челюстей до тех пор, пока не вытряхивал из нее последний цент.
В мемуарах Пол Аллен поведал миру об удивительной корпоративной культуре одной из легендарных компаний IT-бизнеса. Лично мне запомнилось три эпизода.
В первом великан Пол отбрасывает тяжелую крышку мусорного контейнера, складывает руки замком и подсаживает субтильного, не дотягивающего до 50 кг Билла, который ныряет внутрь и самозабвенно роется в корпоративном мусоре в надежде найти хоть что-то из исходного кода операционной системы TOPS-10 компании DEC.
Во втором эпизоде юный руководитель компании Билл дежурит по воскресеньям на парковке перед офисом, записывая в блокнот номера машин сотрудников, добровольно приехавших на работу в неурочный день.
В третьем эпизоде Гейтс, напряженно раскачиваясь в кресле, отбрасывает одну за другой идеи подчиненных своей фирменной фразой: «Это самая тупая ..., какую мне доводилось слышать в своей жизни!»
Пол Аллен продержался в Microsoft семь лет. В 1982 году в возрасте 29 лет у него впервые диагностировали лимфому. Заглянув в офис после очередного сеанса химиотерапии, он случайно подслушал разговор Гейтса с доверенным менеджером Стивом Балмером аккурат в момент, когда те прикидывали варианты сокращения доли Аллена, который из-за болезни не мог выкладываться по полной.
Аллен ушел из Microsoft, отказавшись от предложения Гейтса выкупить его долю по $5 за акцию. Пол просил 10. Билл пожадничал. Как показало время — зря: свой первый десяток миллиардов долларов Пол Аллен заработал на росте акций Microsoft, который случился много позже его ухода.
Секрет счастья Пол узнал еще в детстве от родителей: «Заниматься в жизни нужно только тем, что тебе по-настоящему нравится». Аллену нравилось много разных вещей, поэтому следующие 25 лет после чудесного излечения он прожил на полную катушку: финансировал университеты и жилье для бездомных, учредил четыре научно-исследовательских института, управлял огромным инвестиционным портфелем и ипотечными холдингами, создал успешную медийную компанию, пожертвовал $2 млрд на нужды публичного образования, защиту окружающей среды и здравоохранение, купил футбольный и баскетбольный клубы, субсидировал создание первого частного суборбитального корабля и большого радиотелескопа для поисков внеземной цивилизации, купил крупнейшую в мире частную яхту с двумя мини-подводными лодками на борту, для проведения археологических экспедиций.
Все эти годы Пол Аллен поддерживал с Биллом Гейтсом тесные дружеские отношения. В 2009 году лимфома вернулась. Только в другой, гораздо более злокачественной форме. Друг Билл навещал Пола в палате после тяжелого курса химиотерапии. Пол публично выразил свою благодарность.
В 2011 году неожиданно для всех взорвалась бомба. Пол Аллен издал книгу воспоминаний, обнажив свои комплексы уже в названии: «Человек Идеи. Мемуары соучредителя Microsoft». Было бы просто — «Человек Идеи», вопросов бы не возникло. Все портил довесок про «соучредителя», выдававший дефицит лавров. У Аллена было очень много денег, не было славы. Пол тяготился забвением.
В мемуарах Аллен компенсировал свои переживания весьма своеобразно: явил себя миру в роли единственного Дон Кихота компании Microsoft, генерировавшего едва ли не все удачные идеи компании, а своего партнера Билла Гейтса изобразил предельно непривлекательным персонажем. Лишенным даже обаяния Санчо Пансы.
После публикации книги отношения бывших друзей и партнеров испортились. Гейтс дипломатично прокомментировал, что многие события, описанные в мемуарах Аллена, ему лично запомнились в ином свете, и отошел в сторону. Через семь лет после сведения счетов со своим прошлым Пол Аллен умер.
Распределение ролей между партнерами в корпорации Microsoft в том виде, как их представил Пол Аллен, не так интересно, как сама парадигма отношений Дон Кихота и Санчо Пансы в современном IT-бизнесе.
Дон Кихоту, генерирующему творческие идеи, всегда кажется, что именно он выступает гарантом коммерческого успеха компании. Эта точка зрения перекочевала в массовую культуру и по понятным гуманитарным соображениям доминирует сегодня в социальной мифологии: путь к звездам протаптывают компьютерные гики.
Санчо Панса, если судить по подслушанному Алленом разговору Гейтса с Балмером, придерживается иной точки зрения: для него Дон Кихот — лишь дойная корова. Если корова перестает давать молоко из-за болезни, ее разумно утилизировать.
В современной корпоративной культуре Дон Кихот и в самом деле — дойная корова. Красная цена этой корове — сочная зарплата да высокие бонусы, и уж никак не партнерский расклад «50 на 50», который даже Полу Аллену никогда не приходил в голову.
Неоспоримым доказательством сказанного служит сама история. Пол Аллен ушел из Microsoft, когда компания была еще карликом. Миллиарды долларов, заработанные впоследствии компанией Билла Гейтса, родились не из идей Пола Аллена, а из разработок и открытий других гениальных Дон Кихотов, трудившихся по большей части в других компаниях. Microsoft просто поглощала эти компании вместе с Дон Кихотами и их идеями.
Большинство своих «фирменных» продуктов Microsoft нашла на стороне. Там же, на стороне, подобрала свои «хиты» Apple. По такому же сценарию работала Adobe.
Дон Кихот — это, конечно, замечательно, но деньги приносят не Рыцари печального образа, а гешефтмахеры, пусть со стороны и кажется, что те едва поспевают за Росинантом на своих коротконогих осликах.
Хочется завершить эссе на оптимистической ноте… Главный урок жизни Пол Аллен усвоил в 1982 году. Отнюдь не из подслушанного разговора, а на приеме лечащего врача. Урок этот прост: человек не контролирует свою судьбу, а деньги не то что не дают бессмертия, но даже не могут тебя вылечить. Поэтому жить, несомненно, нужно только в радость!
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»