«Галича не снимала кинохроника. Редкие кадры с его участием были наперечет. В этом фильме вы впервые увидите неизвестную хронику Галича из личных архивов» — с этих титров начинается документальный фильм «Навсегда отстегните ремни», снятый режиссером Еленой Якович к 100-летию Александра Галича. Для Первого канала. Да-да, для самого первого и главного федерального канала!
Когда несколько месяцев назад Елена Якович сказала мне, что приступает к съемкам фильма о Галиче именно для Первого канала, я тоже ушам своим не поверила: Галич и нынешнее государственное ТВ — две вещи столь же несовместные, как пушкинские гений и злодейство. «Не покажут, — говорила я автору. — Или покажут, но выхолостят». «Посмотрим», — усмехалась Лена.
И вот фильм готов к эфиру и стоит в сетке вещания — «в октябре багрянолистом, девятнадцатого дня», как поет в фильме Юлий Ким в своей песне, посвященной лицейской годовщине, мистически совпавшей с днем рождения Галича.
Правда, по давно заведенной традиции показывают фильм глубокой ночью, после общенародных «Голоса» и «Вечернего Урганта» — как «кино не для всех», что, по-моему, и славно: придет на него прежде всего адресная аудитория, а также те, кто случайно задержались у экрана телевизора, а потом, завороженные голосом и магией личности героя, не смогли оторваться и досмотрели фильм до конца.
Сам Галич еще в 1971 году отчасти провидел свое возвращение «через годы, через расстояния» — в песне «После вечеринки», которая звучит в юбилейном фильме:
Под утро, когда устанут
Влюбленность, и грусть, и зависть,
И гости опохмелятся
И выпьют воды со льдом,
Скажет хозяйка: «Хотите
Послушать старую запись?»
И мой глуховатый голос
Войдет в незнакомый дом.
Елена Якович, признанный автор фильмов о других выдающихся эмигрантах, выдворенных из родной страны или вынужденных ее покинуть — Иосифе Бродском, Викторе Некрасове, Сергее Довлатове, Марии Розановой и Андрее Синявском, — говорит, что новая ее работа выходит без малейших изъятий и цензурных правок.
Версия о том, что телевизионщики специально «спрятали» кино в ночи, желая, по обыкновению, и идеологическую невинность соблюсти, и репутационный капитал приобрести, тоже не оправдывает себя, поскольку показу фильма предшествовала широкая рекламная кампания: промо-ролик начали крутить за две недели до премьеры — в том числе и в прайм-тайм. Так что «глуховатый голос» Галича и фрагменты его самых пронзительных песен «Облака» и «Когда я вернусь» вошли так или иначе в самые разные дома, вызвав, возможно, самую разную реакцию. И это он тоже предвидел:
И гость какой-нибудь скажет:
— От шуточек этих зябко,
И автор напрасно думает,
Что сам ему черт не брат!
— Ну, что вы, Иван Петрович, —
Ответит ему хозяйка, —
Бояться автору нечего,
Он умер сто лет назад.
Дела давно прошедших дней? Как бы не так. Песни Галича, после смены вех, казалось, устаревшие и ушедшие в историю протестной культуры советского периода, за последнее десятилетие так очевидно и наглядно актуализировались, что становится страшно.
Да и судьба его в контексте происходящего с инакомыслящими в творческой среде здесь и сейчас заставляет ужаснуться проклятой повторяемости сюжетов (пусть и не буквальной): «Мы проспали беду, промотали чужое наследство… Возвращается вечером ветер на круги своя».
Фильм Елены Якович не о политике и диссиденте (коим Галич и не был), а о художнике, который враз изменил свою судьбу, потому что просто не мог не писать этих крамольных, с точки зрения власти, песен, в конечном итоге лишивших его карьеры, работы, а в финале — родины. В «Черновике эпитафии» он и сам признается:
Худо было мне, люди, худо…
Но едва лишь начну про это,
Люди спрашивают: откуда?
Где подслушано? Кем напето?
Не моя это вроде боль,
Так чего ж я кидаюсь в бой?
А вела меня в бой судьба,
Как солдата ведет труба!
А еще фильм Якович — яркое доказательство того, что надо, обязательно надо заводить архивы и над рукописями трястись. Пусть не самому художнику, но людям, осознающим ценность этих документов эпохи. Благодаря которым и сохранились записи и пленки, запечатлевшие живого Галича и его «глуховатый голос». Автор провела огромную изыскательскую работу, обнаружив в частных архивах «всемирного клуба любителей Галича» прежде неизвестную хронику: цветные кадры 60-х из архива кинолюбителя и друга Галича Никиты Богословского, единственную сохранившуюся пленку квартирника в Алма-Ате, где Галича слушает писатель Юрий Домбровский, исходники последней в жизни Галича видеозаписи концерта в Авиньоне, куда слушать его пришел Сартр. В фильм вошла и ранее уже обнародованная, но также чудом уцелевшая съемка первого и последнего официального концерта Галича в Академгородке, негативы которой у Западно-Сибирской студии кинохроники изъял КГБ, но кто-то из киношников спас и долгие годы прятал в отдаленном уголке фильмохранилища проявленную пленку. Сохранились (хотя и по другой причине) подшитые к делу Галича его фотографии в аэропорту перед отлетом (навсегда) в вынужденную эмиграцию, снятые сотрудниками КГБ. И, конечно же, бесценны свидетельства людей, которые дружили с поэтом и помнят, каким он был. Среди тех, кто знал Галича и слушал вживую, Владимир Войнович, тоже вынужденный эмигрант, которого успела снять Елена Якович незадолго до его ухода.
И как завещание современникам и потомкам звучит в фильме страстный призыв художника и гражданина Александра Аркадьевича Галича:
И все-таки я, рискуя прослыть
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью и днем твержу об одном:
Не надо, люди, бояться!
«Я уже был благополучным сценаристом, благополучным драматургом… И я понял, что так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду. Кончилось это довольно печально. Меня выгоняют… единственная моя мечта, надежда, вера, счастье, удовлетворение в том, что я все время буду возвращаться на эту землю. А уж мертвый-то я вернусь в нее наверняка…» (Из текста, записанного на магнитофон накануне отъезда из СССР 23 июня 1974 года.)
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»