Новости · Общество

Гринпис замерил уровень загрязнения окружающей среды у автодорог в восьми российских городах. Интерактивная карта

09:19, 16.10.2018
Анастасия Тороп , корреспондент
Летом 2018 года российские волонтеры совместно с организацией Гринпис в рамках проекта #ГринписВоздух провели масштабное [исследование](https://act.greenpeace.org/page/31909/data/1) локального загрязнения воздуха у автодорог в восьми российских городах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Воронеже и Ростове-на-Дону. 
Если вы живете в одном из восьми городов, участвовавших в исследовании, проверить уровень загрязнения воздуха рядом с вашим домом можно на интерактивной карте Гринпис. 

Согласно полученным результатам, в половине проб, которые были взяты ближе, чем в 20 метрах от автодорог, среднесуточная концентрация токсичного газа NO2 (диоксид азота) превысила российские нормативы – 40 мкг/м3. В трети проб, собранных на расстоянии от 20 до 50 метров от автодорог, среднесуточная концентрация NO2 была близка к тому, чтобы превысить норму. 
«Диоксид азота – токсичный газ, который обладает выраженным раздражающим действием дыхательных путей и общетоксическим действием, что приводит к проблемам со здоровьем. Одним из основных источников загрязнения воздуха диоксидом азота являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания – в первую очередь, низкого экологического класса и дизельные», – пояснил эксперт российского отделения Гринпис Василий Яблоков.
Результаты исследования показали, что концентрация диоксида азота, в первую очередь, зависит от близости к дорогам с интенсивным движением. 
«Совершенно не важно, в каком населенном пункте вы живете – большом или маленьком. Важно, насколько вы близко находитесь к дороге: в любом городе рядом с дорогой воздух будет грязный, – продолжает Яблоков. – И в Москве, и в Самаре можно найти места с чистым воздухом, удаленные от дорог. Но если в городе появляются проблемы с движением, например, заторы, и город не справляется с количеством автомобилей, это является косвенным признаком проблем с загрязнением воздуха», — объяснил Яблоков. 
справка<br> &nbsp;
Исследование проводилось с помощью диффузионных трубок Паласа (на фото), установленных на разном расстоянии от автодорог. Внутри трубки находится вещество, которое вступает в химическую реакцию с диоксидом азота. Через 2-3 недели пробирку закрывают крышкой и отправляют в лабораторию, где смотрят на результаты реакции, вследствие чего выводят среднесуточную концентрацию диоксида азота.
В России загрязнение воздуха каждый год приводит к 80–140 тысячам преждевременных смертей (около 5–7% от общей смертности россиян), отмечают в организации. 
«Пока на наших дорогах присутствует такое количество вредного для экологии транспорта, дороги и участки вокруг них будут являться зонами повышенного риска для здоровья», – говорит Яблоков. 
В Гринпис считают, что для решения этих проблем, в первую очередь, следует повысить экологический класс автомобилей. Сейчас Россия отстает от европейских стран по введению экологических норм на автотранспорте: если в Европе уже почти приняли стандарт Евро-7, то в России только недавно начал действовать Евро-5. 
«Кроме того, необходимо создание ограничительных зон для неэкологичного транспорта. И, конечно же, необходимо отдать приоритет общественному транспорту, пешеходным и велосипедным зонам в городах. Все это будет способствовать сокращению количества поездок на автомобилях, что напрямую повлияет на количество выбросов в атмосферу», – пояснил Яблоков.
При этом, точно сказать, насколько серьезны проблемы с загрязнением воздуха в России, по его словам, трудно, так как должного контроля со стороны властей нет. По закону, информировать людей о загрязнении воздуха обязан Роспотребнадзор, однако в нормативах ведомства не указано, в каком формате и объеме следует это делать. Как отметили в Гринпис, сейчас получить эту информацию очень трудно. Организация написала жалобу в прокуратуру из-за отсутствия ответа в установленный законом срок и запустила [петицию](https://www.novayagazeta.ru/news/2018/10/09/145768-grinpis-zapustil-petitsiyu-s-trebovaniem-publikovat-aktualnye-dannye-o-zagryaznenii-vozduha), чтобы добиться от ведомства своевременной публикации этих данных в режиме онлайн.
«Источники вредных выбросов в вашем городе могут быть разными: транспорт, свалки, заводы и другие объекты. Но чтобы снизить уровень загрязнения, в любом случае нужна достоверная информация о нем», — заключил эксперт российского отделения Гринпис.