Сюжеты · Общество

Линчевание Тома Сойера

В Калуге собственник снес деревянный дом, отреставрированный гражданами за свой счет

Снос. Фото: «Том Сойер Фест» / Вконтакте
В минувшие выходные в Калуге был снесен деревянный дом постройки начала XX века. И эта история была бы ничем не примечательной для нашей страны. Каждый день для расчистки земли под новое строительство где-то что-то сносят. Тем более что у дома, о котором идет речь, не было охранного статуса. Говорить было бы особо не о чем, если бы не одно «но». В прошлом году в рамках фестиваля «Том Сойер Фест» калужские активисты и градозащитники покрасили фасад этого дома, частично вернув ему исторический облик и потратили на это 300 тысяч рублей собственных средств.
«Том Сойер Фест» это на первый взгляд довольно нехитрая практика — молодые люди и девушки выбирают в своем городе одно или несколько рядом стоящих исторических зданий, пребывающих в плачевном состоянии и в течении нескольких недель очищают их от грязи и остатков краски, восстанавливают наличники и красят свежей краской. Но эта практика только притворяется простой и незамысловатой — за выходом волонтеров со стамесками и кистями к фасаду скрывается сложный организационный процесс, а результаты их физической работы ведут к изменениям в городской экономике и культуре.
Зародившись в Самаре четыре года назад, «Том Сойер Фест» как социальная технология и открытое сообщество распространился на десятки городов в России. Объединяя вокруг ремонта фасадов старых зданий активистов-градозащитников, местных жителей, локальный бизнес, международные корпорации и городских чиновников фестиваль меняет мир вокруг себя. Как верно заметил в своем фейсбуке самарский архитектор Дмитрий Орлов, «Том Сойер Фест» не занимается реставрацией исторических построек, но занимается реставрацией мозгов. Дело в том, что как бы того ни хотелось многим градозащитникам, у большинства россиян возраст здания и его архитектура не вызывают никакого почтения. Прагматически настроенного россиянина скорее волнует вопросы попроще — не протекает ли крыша, есть ли в доме туалет или надо ходить на улицу, есть ли щели в окнах?
Дом в Калуге до реставрации
Восстановленный за счет средств, собранных «Том Сойер Фестом». Фото: Вконтакте
Скажем, в городе Кимры Тверской области, славящимся своим уникальным неухоженным деревянным модерном почти все горожане, не причастные к туристической индустрии и краеведению, уверены, что старые дома — это плохие дома. И гораздо лучше, разумеется, жить в новой шестнадцатиэтажной башне, чем в развалюхе, которую построил архитектор такой-то на деньги какого-то купца.
«Том Сойер Фест» занимается формированием ценности исторических домов и исторической застройки. В Самаре, когда история фестиваля только начиналась, чиновники были уверены, что «гнилушкам не место в центре», и при любом удобном случае старались снести старинные домики и на их месте построить новые панельные многоэтажки.
Но в этом году уже мэр города лично принимала участие в покраске фасадов в рамках «Том Сойер Феста», а кафе и ритейл начали присматриваться к кварталам с подновленными фасадами.
В городах поменьше эффект от «Том Сойер Феста» может быть даже быстрее и заметней. Скажем, в небольшом Бузулуке Оренбургской области буквально одного покрашенного в рамках «Том Сойер Феста» фасада хватило, чтобы местный бизнес стал прицениваться к историческим домам и считать, что они явно получше, чем новые постройки из сайдинга и других современных дешевых материалов.
В каких-то городах, таких как Калуга, эти, процессы тоже идут, но бывает что дают сбои. Как видно из сообщения, опубликованного главой городской управы Калуги — он как горожанин и как чиновник разделяет ценности «Том Сойер Феста» и очарован магнетизмом исторических зданий. Симулировать это отношение достаточно сложно. Но так вышло, что в любом городском процессе задействовано много участников. И не всегда все участники разделяют общие ценности.
В городском сообществе новые ценности утверждаются с трудом, с потерями, бывают победы, бывают неудачи. Но важно понимать, что когда речь идет об исторической среде и исторических домах, это всегда локальный процесс.
Если в Самаре и Бузулуке люди уже более-менее договорились о том, что исторические дома представляют ценность (причем не только культурную, но и экономическую), это вовсе не значит, что эта договоренность автоматически распространится на жителей, бизнес и администрацию Кимр, Калуги, Красноярска и других городов России. В каждом городе свои активисты, свои жители, свои бизнесмены, свои чиновники. И им нужно самим договариваться о том, что ценно, важно и значимо именно для них, именно в их городе.
Петр Иванов, специально для «Новой»