Сюжеты · Политика

Обошлись без тети Моти

Александра Беглова представили городскому парламенту. Депутатам заранее дали понять, что вопросов новому градоначальнику задавать нельзя

Сергей Сатановский , «Новая в Петербурге»
Фото: «Новая газета»
Первая часть заседания петербургского парламента в среду, 10 октября, прошла под знаком ожидания Александра Беглова. Припарковавшись в аркаде Мариинского дворца, врио губернатора показал, кто в городе хозяин, и попросил депутатов заняться более важными делами.
«Вы же знаете моих коллег-[депутатов], — объяснял журналистам спикер петербургского ЗакСа Вячеслав Макаров. — Зачем превращать первую встречу в допрос? Дайте просто представиться. А то сразу начнется допрос военнопленного: «А там у тети Моти из девятнадцатой квартиры то-то и то-то…» В общем, нечего и думать об этом, решил спикер.
Самому Макарову анонимные и не очень телеграм-каналы все время после отставки прежнего губернатора Полтавченко прочили чуть ли не вынужденный уход из парламента. Он себя от этих слухов чувствовать хуже не стал. По крайней мере утверждает, что у него «титановый корпус от всех этих манипуляций». Однако при обсуждении этой темы вдруг выяснилось, что спикер ЗакСа подсчитывает статьи про себя любимого, которые ему кажутся заказными: в 2015 году насчитал 379! «В году 365 дней, а заказных публикаций было 379!» — весело добавил он. Можно только предположить, что считал не он сам, а его помощники перед выборами в Законодательное собрание в 2016 году.
Еще до того как Беглов приехал на заседание ЗакСа, выяснилось, что на него возлагает надежды парламентская оппозиция. В этот день депутаты должны были принять корректировки к бюджету на 2018 год. Во фракции «Партия роста» остались недовольны тем, что чиновники решили сделать это в середине осени. Глава фракции Оксана Дмитриева устроила допрос — именно такой, какого боялся Макаров, — выступавшему вице-губернатору Мокрецову. Чиновник от ответов уклонялся — по незнанию или от нежелания сболтнуть лишнего. Оксана Дмитриева вспыхнула и заявила, что вице-губернатор демонстрирует вопиющую некомпетентность, которая соседствует с преступлением». Мокрецов несколько раз оглядывался на спикера ЗакСа, намекая, что, может, стоить выключить микрофон, но тот позволил Дмитриевой закончить. Досталось и председателю Комитета финансов Алексею Корабельникову, финансовую политику которого коллега Максим Резник из той же фракции назвал «непрофессиональной, обрывочной, поверхностной». В конце концов Дмитриева заявила, что надеется, что при новом градоначальнике финансовому блоку правительства придется «ответить».
После горячей парламентской дискуссии (и неизбежного принятия проекта большинством голосов) депутатам понадобился часовой перерыв, чтобы подготовиться к первой встрече с Александром Бегловым.
Пока в разных уголках Мариинского дворца журналисты и депутаты общались, обедали и занимались своими делами, Беглов незаметно появился в парламенте. Врио и сам вряд ли хотел отвечать на вопросы: в первые дни на новом посту он говорит исключительно в распорядительном и даже приказном тоне. За это время лично журналистам досталась от него всего пара реплик — да и те госканалам.
Возможно, эта непубличность и стала причиной, почему водитель Беглова припарковал мерседес прямо у парадного подъезда Мариинского дворца: врио вышел из него и сразу шмыгнул во дворец, как какая-нибудь герцогиня Лейхтенбергская, на кареты которой и рассчитывал архитектор Штакеншнейдер, проектируя входы в здание.
Фото: Сергей Сатановский
Журналист «Новой», увидев мерседес из окна парламента, сначала глазам не поверил: пандусов оттуда не видно, и можно было подумать, что придворные рикши на руках внесли автомобиль класса люкс в аркаду Мариинского дворца. Насколько законно такое появление автомобиля у дверей Законодательного собрания? Территория вокруг здания отделена от проезжей части и является пешеходной зоной.
Задав тон этим поистине царским появлением у стен оплота законодательной власти, Беглов произнес короткую речь (не дольше пяти минут) в том же начальственном духе. Врио сразу дал понять, что не следует воспринимать его как временную фигуру, даже если это и так.
«Я хочу, чтобы вы все — и каждый в отдельности — сегодня думали не о том, сколько времени нам с вами отпущено на совместные труды, — сразу обозначил он. — А о том, как распорядиться этим временем с максимальной эффективностью для города». Он в очередной раз вспомнил аллегорию о крыльях, которая звучала скорее как принуждение к миру. «Мы с вами, правительство города и городской парламент, — два крыла, без которых движения вперед не добиться. И если у нас эти два крыла работают синхронно, взаимно, то у нас все получится. Санкт-Петербург и его жители сегодня ждут от нас сплоченной работы на благо города, на благо нашей страны».
Остается надеяться, что под сплоченной работой Беглов не понимает монолитность власти с полным отсутствием политической конкуренции.
Исполняющий обязанности заявил, что парламенту «имеет смысл <…> набраться мужества и снять с рассмотрения морально устаревшие законопроекты, не соответствующие сегодняшнему времени». Беглов не стал уточнять, что это за проекты, но предложил вместо этого подумать над «пакетом законопроектов для бизнеса», разработкой которого занимаются в правительстве. Кроме того, врио рассчитывает на поддержку ЗакСа в общении с федеральными министерствами и ведомствами в предстоящих попытках добиться «включения своих проектов в региональную составляющую новых национальных проектов, составленных во исполнение «майского указа» 2018 года».
Из-за небольшой заминки в конце речи многие решили, что Беглов не был осведомлен, что задавать ему вопросы запрещено. Тем не менее после короткой паузы он быстрым шагом пошел к выходу. «Чего все ломанулись? Ну чего все ломанулись?» — упрекала пресс-секретарь Макарова Елена Тимошенко журналистов, безуспешно преследовавших Беглова.
К концу рабочего дня стало известно, что осуждения коллег избежал депутат-единоросс Сергей Никешин. В июле прокуратура сообщила антикоррупционному центру Transparency Int., что комиссия ЗакСа обещала проверить наличие конфликта интересов: якобы депутат воспользовался своим участием в комиссии по землепользованию и застройке.
В начале 2018 года две его компании, переданные в доверительное управление (компании, учредителями которой предположительно являются дочери Никешина), подали заявку в комиссию по землепользованию и застройке на увеличение допустимой высоты застройки на двух участках в Кировском районе.
Пресс-секретарь Макарова Елена Тимошенко уточнила «Новой», что случаем занималась комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими государственные должности. Член комиссии Борис Вишневский заявил, что его о собрании комиссии ни разу не оповещали, а Максиму Резнику сказали, что заседание прошло, пока он был в отъезде. Глава фракции «Единая Россия» в парламенте и член комиссии Александр Тетердинко в среду сообщал, что этим делом действительно занимаются и результатов проверки секретить не будут: обязательно опубликуют.
Уже вечером того же дня стало известно, что комиссия не обнаружила конфликта интересов и направила это решение в прокуратуру. «В этой новости меня больше всего возмущает не решение антикоррупционной комиссии — оно предсказуемо, — написал в фейсбуке Александр Шуршев, который занимался этим делом в Transparency Int. — Но оппозиция молчит. И делает вид, что ничего не случилось».
___
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕДАКЦИИ ДОСТУПНЫ ПО ССЫЛКЕ
___