Сюжеты · Общество

Анафема снята, но Томос отложен

Синод Константинопольского патриархата сделал очередной шаг в сторону автокефалии Украинской церкви, но окончательно вопрос еще не закрыл

Александр Солдатов , обозреватель «Новой газеты»
Фото: Lefteris Pitarakis / AP / TASS
В Константинополе умеют держать интригу — в лучших традициях Византии. До самой последней минуты Синод, заседавший под председательством патриарха Варфоломея 9–11 октября, не допускал никаких утечек относительно главного вопроса современного православия: будет или нет предоставлена автокефалия Украинской церкви. Напомним, что два крупнейших центра мирового православия — Москва и Константинополь — считают ее своей, и РПЦ уже частично разорвала каноническое общение со Вселенским патриархатом из-за подготовки последним украинской автокефалии.
Ближе к вечеру 11 октября появилась первая «промежуточная» новость: Константинополь снял анафему с непризнанного Киевского патриарха Филарета (Денисенко), наложенную в 1997 году «за раскол» Московским патриархатом. Именно Филарет является наиболее очевидным кандидатом на пост предстоятеля Единой автокефальной церкви…
Автокефалию готовят в Киеве два константинопольских экзарха — архиепископ Даниил и епископ Иларион. Отчет о своей работе, начавшейся в Киеве в середине сентября, они представили Синоду в Стамбуле 10 октября.
Уже само назначение экзархов в Москве назвали актом агрессии: вторжением Константинополя на свою «каноническую территорию».
11 октября этот взгляд подтвердил пресс-секретарь президента РФ, полностью поддержавший РПЦ. Достоверно о докладе экзархов ничего неизвестно, но, по слухам, он был довольно сдержанным: в частности, не оправдались ожидания экзархов относительно массовой поддержки автокефалии со стороны епископов Украинской церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Отсрочка с предоставлением Томоса об автокефалии связана с тем, что экзархам нужно дополнительное время для реализации своего мандата, главное содержание которого — полномочия созвать Собор всех епископов, желающих принять автокефалию от Константинополя, и помочь им выбрать предстоятеля, который и получит Томос. Вместе с тем, как сам Константинопольский патриархат, так и его политические спонсоры в США неоднократно давали понять, что вопрос будет решен до начала президентской кампании на Украине: церковный сюжет не должен прямо коррелировать с политическим. А начало предвыборной кампании назначено на 31 декабря, значит, теоретически у константинопольского Синода, который собирается раз в месяц, осталось два заседания в запасе.
Несмотря на небольшую «мирную передышку», общее развитие украинского церковного процесса работает на дальнейшее ослабление позиций патриарха Кирилла (Гундяева).
Месяц, прошедший после его провальной встречи с патриархом Варфоломеем в Стамбуле, показал, что РПЦ не удается заручиться внятной поддержкой хотя бы одной поместной церкви. На праздничном обеде в Троице-Сергиевой лавре 8 октября патриарх даже признал, что «мы (то есть РПЦ) пошли на раскол» со Вселенским православием. Константинопольский патриарх накануне нынешнего Синода отверг последнее компромиссное предложение Москвы: вынести вопрос Украины на синаксис предстоятелей всех поместных церквей. Эту инициативу официально отверг даже Болгарский патриархат, ранее весьма зависимый от РПЦ материально. Другой традиционный союзник РПЦ — Грузинский патриархат — занимает выжидательную позицию. 5 октября Тбилиси посетил спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий, которому патриарх Илия пообещал не протестовать против автокефалии.
Несколько двусмысленные движения делают Александрийский и Антиохийский патриархи, но аналитики склонны рассматривать их как последнюю попытку получить щедрую московскую «помощь» перед вероятным в обозримом будущем разрывом. Так, Александрийский патриарх посетил в начале октября Одессу, клялся в любви к УПЦ МП, но ни словом не упомянул об автокефалии. Антиохийский патриархат накануне константинопольского Синода принял заявление вроде бы и в поддержку РПЦ, но не слишком уверенное и слишком запоздалое. Комментируя это заявление, протодиакон Андрей Кураев заметил: «Хотела Антиохия, чтобы греки ее в этом вопросе послушали? Нет. Фанар [так в православном мире называют Константинопольский патриархат] ей нужен в ее бодании с Иерусалимом по поводу Катарской епархии. Портить украинский банкет Фанару поэтому ей не с руки». Да, Константинополь поддерживает Антиохию в борьбе с Иерусалимом за хлебные епархии Персидского залива.
Перенос решения об автокефалии до ноября — это очень мудрое и дальновидное решение, и оно вовсе не укрепляет позиции РПЦ. Дело в том, что на 14 октября на Украине были проанонсированы столкновения у «знаковых» монастырей и храмов, которые якобы должны были передавать от УПЦ МП автокефальной церкви. Под эти столкновения Москва даже выделила некоторые гонорары своим украинским партнерам.
Важно выпустить эту агрессию в свисток и не подыграть сторонникам новой межцерковной войны на Украине. Отсрочка с Томосом — пожалуй, самый очевидный способ это сделать.