Роман Шлейнов , «Важные истории», региональный редактор OCCRP
В Европе тоже убивают журналистов. Возможно, этот факт еще станет привычным оправданием со стороны российских чиновников в ответ на критику по поводу давления на средства массовой информации и целого ряда нераскрытых преступлений, совершенных против журналистов в России.
Действительно, в последнее время в Европе убили несколько журналистов, и в некоторых случаях работа следователей вызывает вопросы.
В октябре прошлого года на Мальте убита Дафна Каруана Галиция. Ее автомобиль взорвали неподалеку от дома. Дафна Галиция входила в Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и занималась многими потенциально опасными темами: изучала офшорные компании, связанные с высокопоставленными мальтийскими чиновниками, и программу «золотых виз» — получения мальтийского паспорта в обмен на инвестиции, интересовалась денежными проводками детей президента Азербайджана через мальтийский банк, а также исследовала тему контрабанды топлива, которую через мальтийские структуры осуществляли торговцы из Ливии и сицилийская мафия.
После гибели Дафны журналисты из 15 стран создали проект ее имени, чтобы продолжить расследования, которыми она занималась. В конце прошлого года полиция Мальты арестовала 10 подозреваемых в причастности к убийству. Но семья Каруаны Галиции заявила о том, что не был задержан ни один человек, чью деятельность расследовала Дафна. «Целый ряд возможных соучастников преступления по-прежнему находятся под политическим прикрытием и уходят от ответственности», — говорилось в обращении семьи, которое цитировало The New York Times.
В феврале этого года в Словакии убили журналиста Яна Куциака вместе с его подругой. Он изучал налоговые схемы бизнесменов, связанных с итальянской преступной группой — Ндрангетой — и крупными словацкими политиками. Убийство привело к массовым протестам и отставке правительства. Куциак был партнером Центра по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP).
Расследование этого убийства не обошлось без странных инцидентов. Чешскую журналистку Павлу Хольцову — коллегу Куцяка по OCCRP — пригласили на «дружеский разговор» в словацкую полицию и в ходе беседы, угрожая крупным штрафом, изъяли телефон, чтобы получить доступ к ее переписке и контактам. Международный институт прессы, OCCRP и многие европейские политики заявили протест по поводу этих действий.
А несколько дней назад в Болгарии убили журналистку Викторию Маринову, — тело нашли в городском парке, она была ограблена и изнасилована. Маринова — ведущая телеканала города Руса, которая совсем недавно запустила программу «Детектор» и пригласила в эфир двух журналистов-расследователей — участников OCCRP: сотрудника болгарского Bivol Димитра Стоянова и румынского RISE Аттилу Биро. Они сообщали о масштабной коррупции в болгарских проектах, получающих деньги от Евросоюза. В сентябре их на семь часов задержала болгарская полиция. Задержание было жестким — журналистов повалили на землю и угрожали оружием за то, что они интересовались уничтоженными документами одной из компаний, которая получала европейские деньги на инфраструктурные проекты.
Ни в одной стране мира журналисты, которые занимаются расследованиями, не находятся в идиллических отношениях с властями, политиками и бизнесменами. Но вряд ли убийства журналистов в Европе останутся не расследованными так же, как и в России. Да и мотивы заказчиков убийств — иные.
У нас чиновники и бизнесмены прекрасно понимают, что даже после самой разоблачительной публикации им бояться нечего — не будет ни уголовного дела, ни возмущений в парламенте, а подконтрольное государству телевидение проигнорирует неудобную новость. Но при этом есть и категория неадекватных персонажей, которые остро реагируют на публикации и пытаются отомстить журналистам. И не только потому, что не привыкли к публичной критике, но и потому, что знают: ни одно нападение на журналиста окончательно не раскрыто, ни один высокопоставленный заказчик преступления не пострадал, даже когда имена этих заказчиков общеизвестны.
В Европе все немного иначе. Да, чиновники и предприниматели, особенно в Восточной Европе, еще не сильно отличаются от наших, но разоблачительная публикация может привести и к парламентским слушаниям, и к уголовному делу с заморозкой банковских счетов, и к громкой отставке. А главное — заказчиков убийства журналистов будут искать и рано или поздно — найдут.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»