На этой неделе стало известно о задержании новых фигурантов в уголовном деле скандально известного полковника МВД Дмитрия Захарченко. Как вы помните, в его квартире два года назад было обнаружено в общей сумме около 9 млрд рублей. Новыми обвиняемыми оказались бизнесмен Валерий Маркелов, а также адвокат и «доверенное лицо» офицера Виктор Белевцев. Маркелов, по версии СКР, на протяжении почти 10 лет передал полковнику в качестве взяток за общее покровительство около 2 млрд рублей, а Белевцев — посредничал во взяточничестве.
В ходе заседания Басманного районного суда Москвы, на котором обоим была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, следователь СКР назвал имена других обвиняемых в даче взяток, в настоящее время скрывающихся от российских правоохранителей за рубежом: Борис Ушерович, Иван Станкевич и Дмитрий Моторин. Все они, как и Валерий Маркелов, стояли у истоков «Группы компаний 1520», долгие годы выполнявшей подрядные работы для РЖД и даже занимавшей первые строчки в так называемом рейтинге «Королей госзаказа». Показания на подрядчиков РЖД дали бывшие деловые партнеры Герман Горбунцов, находящийся в Лондоне и уже успевший пережить покушение, и Петр Чувилин, отбывавший наказание за крупные хищения и в этом году освободившийся условно-досрочно.
Валерий Маркелов, как сообщили информагентства, был задержан в сочинской гостинице «Талисман», куда приехал посмотреть на заезды «Формулы-2», в которых принимал участие его сын. Знакомые Маркелова, впрочем, уверены, что прилететь в Россию его вряд ли заставило бы даже столь почетное спортивное соревнование. Бизнесмен всерьез опасался привлечения к уголовной ответственности. «В середине сентября его пригласили в Сочи под высокие гарантии. Он вроде раздумывал, но в итоге согласился», — сообщил знакомый Маркелова, не назвав фамилию «гаранта».
Выбор места для задержания Маркелова выглядит очень символично, поскольку основные претензии к нему и его партнерам касаются вывода денег, выделенных на подготовку Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Собственно именно по окончании домашней Олимпиады фактически была предопределена судьба формальных владельцев «Группы компаний 1520», их «взяткополучателя» Захарченко и даже главы РЖД Владимира Якунина.
Валерий Маркелов. Фото: РИА Новости
Сегодня ни для кого не секрет, что программа подготовки страны к домашней Олимпиаде была сверстана с масштабным завышением цен на работы и, как следствие, обернулась повальным хищением бюджетных средств. Общая стоимость работ, по оценкам как негосударственных организаций (вроде Фонда борьбы с коррупцией), так и вполне государственных структур (Счетная палата и Контрольное управление президента), превысила 1,5 трлн рублей. 90% этих денег пришлись на средства консолидированного бюджета, львиную долю освоили госкорпорации.
Олимпиада, как и любая крупная инфраструктурная стройка, проходила под контролем фискальных и правоохранительных органов, перед которыми стояла задача по пресечению любых проявлений коррупции, но в то же время — по обеспечению наполнения так называемого параллельного бюджета страны. На жаргоне параллельный бюджет звучит весьма вульгарно — «бассейн» или «аквариум». Но от того этот бюджет не перестает существовать по факту. Он остается важным элементом теневого финансирования проектов (или, если хотите, финансирования теневых проектов) государства. Наполняется он за счет освоения средств, выделяемых на выполнение работ и оказание услуг, и возмещения (зачета) НДС и налога на прибыль. Как и официальный, параллельный бюджет выполняет политические задачи.
«Группа компаний 1520» долгие годы была одним из основных инструментов наполнения этого параллельного бюджета, за что отвечал давний товарищ и советник тогдашнего главы РЖД Владимира Якунина Андрей Крапивин.
Крапивин и Якунин считались друзьями детства, и потому выбор Якунина, отставного разведчика (отвечавшего за сбор в резидентуре в Вашингтоне научной информации в интересах СССР), был вполне логичен. В период подготовки к Олимпиаде (2007–2014 гг.) «Группа компаний 1520» освоила более четверти триллиона рублей, выделенных на капитальное строительство и капремонт железнодорожной инфраструктуры Краснодарского края.
После того как Игры завершились, руководство страны принялось подсчитывать дебет и кредит между официальным и параллельным бюджетом (не забываем про начало украинского кризиса). Самая большая дыра была обнаружена как раз во взаиморасчетах «Группы компаний1520» <...> (Фрагмент текста удален по решению суда)
Петр Саруханов / «Новая газета»
<...> (Фрагмент текста удален по решению суда) Впрочем, привлечь Крапивина к уголовной ответственности правоохранительные органы, если и хотели, то не успели. Весной 2015 года предприниматель скончался в результате внезапно настигшей его гепатомегалии (острый отек печени).
Тогда же по приказу директора ФСБ сразу несколько подразделений Лубянки приступили к поиску выведенных денег. Одно из них — Управление «М», осуществляющее контрразведывательное обеспечение правоохранительной системы страны, — вышло на след своего коллеги из МВД Дмитрия Захарченко, курировавшего в ГУЭБиПК работу «группы 1520» и иные предприятия, задействованные в сфере машиностроения и металлургии.
В то время полковник уже сменил сферу непосредственной деятельности из-за перестановок в ГУЭБиПК МВД, в результате которых пост начальника главка занял Дмитрий Миронов, а заместителя — Андрей Курносенко. Оба полицейских начальника, кстати, познакомились в бытность адъютантами: Миронов охранял президента Владимира Путина, Курносенко — бывшего министра внутренних дел Рашида Нургалиева.
Так вот вслед за Курносенко в главк пришел его товарищ по борьбе с организованной преступностью (ДБОПиТ МВД) Александр Тищенко, которому было поручено курировать борьбу с хищениями на предприятиях ТЭК. Захарченко стал заместителем Тищенко и, как рассказывали его сослуживцы, буквально за неделю «влез под кожу начальства». Установив наблюдение за Захарченко, оперативники Управления «М» ФСБ задокументировали несколько встреч полковника с бизнесменами, на которых тот обсуждал вопросы привлечения к уголовной ответственности чиновников и коммерсантов, а также оказания им «общего покровительства».
Так, чекисты, искавшие выведенные из РЖД деньги, выяснили, например, что Захарченко собирался получить денежные средства от главы «Россетей» Павла Ливинского, которого ГУЭБиПК МВД безосновательно подозревало в выводе денег при строительстве двух подстанций в Москве. Это Захарченко обсуждал на встрече с бизнесменом Анатолием Пшегорницким. Их разговор ляжет в основу первого уголовного дела о коррупции, на основании которого Захарченко задержат в 2016 году и произведут громкий обыск в квартире его сестры, где будет обнаружено около 9 млрд рублей в российской и иностранной валюте. Оперативники искали как раз эти деньги. Часть из них, как установит следствие, была обналичена через банк московского правительства «МИА».
Но «миллиарды Захарченко», как уверяют сами оперативники ФСБ, лишь маленькая часть того, что было выведено по линии «Группы компаний 1520». Установить (и по возможности вернуть) оставшиеся деньги должны помочь показания Валерия Маркелова.
Опровержение
Утверждение автора статьи о том, что Владимира Ивановича Якунина освободили от занимаемой должности президента ОАО «РЖД» в связи с его халатностью и наличием иностранного гражданства у его сына, не имеют под собой оснований. Владимир Иванович Якунин был освобожден от должности президента ОАО «РЖД» по собственному желанию в связи с переходом на другую работу.Публикуется на основании решения Басманного районного суда г. Москвы от 13 марта 2019 г. по делу № 2-775/19 в отношении статьи «Миллиарды черпали полковником» (Новая газета, №110 от 05.10.2018 г.).
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»