Сюжеты · Политика

Депутаты придумали квест

В петербургский парламент внесен законопроект, регулирующий нахождение в квест-румах. Похоже, что его авторы сами там никогда не бывали

Фото: exitgames.by
Извините, сначала цитата. «Интеллектуальное развлекательное мероприятие, проводимое в помещении, покидание которого участниками мероприятия невозможно до решения поставленных организатором задач посредством применения умственных или творческих способностей участников». Такое определение квестам дали авторы законопроекта Денис Четырбок и Александр Ходосок. Собственно, на этом можно было бы ставить точку. Дело в том, что игра (а квест — это игра, участники которой должны выполнять разного рода задания) всегда ограничена по времени. И когда время кончается, двери отпирают — независимо от того, успели игроки дойти до финиша или нет. Похоже, что авторы законопроекта по теме своего детища имеют весьма смутное представление и в квест-румах никогда не были.
КСТАТИ
Квест в запертой комнате (от английского поиск) — игра, в рамках которой участникам необходимо найти какие-либо предметы или решить головоломки, чтобы выбраться из помещения в отведенное время. Обычно подобные игры имеют приключенческий или детективный сюжет. Первые квест-румы появились в Петербурге в 2014 году — сегодня их уже десятки. Оборудование квестов с каждым годом становится все более сложным, игровое пространство расширяется, довольно часто в игре участвуют актеры, а в ряде случаев к логическим заданиям добавляются и физические испытания. Законодатели объясняют желание урегулировать рынок квестов заботой о безопасности граждан: так, в апреле 2018 г. участница игры получила травмы, упав с оборвавшегося троса.
Впрочем, Александр Ходосок утверждает, что в квестах участвовал, и не раз. Правда, не помнит, в каких именно.

— Вы где-то видели игры, неограниченные по времени?

— Конечно! — отвечает мой собеседник. — Все они такие.

— Но тогда бы квест длился по несколько дней…

— Вот видите! Обо всем об этом надо договариваться заранее, а не когда кого-то надо выносить!

— Так оно и происходит. Время игры известно при бронировании, потом его еще раз уточняют во время инструктажа.

Но Александр Владимирович настроен категорично.
— Мы должны установить правила, чтобы обезопасить достаточно молодых людей. Кстати, зачем они туда ходят?

— А в кино зачем ходят?

— В кино есть разные жанры — хоррор, например, или комедия.

— Так и у квестов есть разные жанры…

Но депутат настроен категорично: комедия — это хорошо, квест без его вмешательства — это плохо.
Александр Ходосок / Фото: youtube.com

— Вы хотите запретить детям до 14 лет играть в квест-румах. С чем это связано?

— Мы против того, что наносит вред детской психике, — говорит депутат.

— Но есть федеральный закон о защите детей от нежелательной информации. Все квесты имеют возрастную маркировку. Этого недостаточно?

— К сожалению, нет, — говорит Ходосок. — Тут как с продажей винно-водочных напитков. Все знают, что их нельзя продавать несовершеннолетним, но некоторые продавцы решают по-своему. Так и здесь. Возрастная категория установлена, но детей могут допустить на игру для взрослых, никто это не контролирует. Поэтому мы и хотим установить правила, которым все должны будут подчиняться.

— В городе есть немало квестов, рассчитанных на детей разных возрастов. Это сказочные приключения, где нет никаких ужасов и страшилок. Их вы тоже хотите запретить?

Кажется, про детские праздники в квесте, которые востребованы и у родителей, и у детей, мой собеседник услышал впервые.
— Мы отрегулируем этот вопрос в процессе слушаний, — пообещал он после паузы.
***
…Рынок квестов достаточно насыщен, и их организаторы стараются учесть вкусы всех потенциальных пользователей. Есть игры, предназначенные для детей или для всей семьи, есть исключительно для взрослых компаний… Да и хорроры зачастую имеют несколько версий с разными возрастными ограничениями. Для соблюдения правил законопроект ничего не дает — поставить по контролеру в каждом квест-руме вряд ли возможно. Многие организаторы и так не пускают подростков без сопровождения взрослых. И дело тут не в возможном вреде детской психике — игры могут быть абсолютно невинными. Но оборудование стоит дорого, а подростки, войдя в раж, могут повредить механизмы или декорации. Самостоятельное прохождение квестов, как правило, разрешается с 12–14 лет. Но играть в этих же пространствах в сопровождении родителей или аниматоров дети могут значительно раньше. Или депутаты считают все логические задачки чрезвычайно опасными для детской психики?
Законопроект предлагает ввести обязательные технические требования к безопасности в квест-румах. Разработать эти требования предстоит правительству, задача не из легких. Просто потому, что этот рынок развивается чрезвычайно быстро, и предсказать, как будут выглядеть квест-румы через два-три года, достаточно сложно. Впрочем, можно ограничиться самыми общими рамочными требованиями, но они существуют и сегодня, вопрос в контроле за исполнением.
Конечно, плох тот депутат, который не хочет отрегулировать все, до чего может дотянуться. Но хочется, чтобы законодатели хотя бы примерно представляли себе, что именно они регулируют. Если есть желание установить новые правила и ограничения в какой-либо сфере, то логично заранее провести слушания и разобраться, как именно это работало до сих пор. В конце концов, самим побывать на паре-тройке игр — может, после этого вопрос, зачем туда ходят люди, отпадет сам собой. Но вместо этого законодатели предпочли устроить хоррор для организаторов квестов, обещая при подготовке ко второму чтению, может быть, что-то исправить… если, конечно, оппоненты сумеют им доказать, что это нужно.
Хотя, с другой стороны, может, все и не так страшно. На самом деле квест-румов, откуда нельзя было бы уйти «до решения поставленных организатором задач», в городе не существует. Так что, следуя букве законопроекта, он вообще ни о чем. С таким же успехом можно запретить детям летать на единорогах.
Вероника АЗАРОВА
___
Все материалы петербургской редакции доступны по ссылке
___