Колонка · Политика

Пейзаж после реформы

Пенсионный возраст повышен, Навальный сидит, протесты схлынули

Кирилл Мартынов , редактор отдела политики
Петр Саруханов / «Новая газета»
Проект пенсионной реформы стал законом, а количество людей, которые готовы против него протестовать, стало одновременно заметно меньше. По крайней мере, об этом свидетельствует последнее исследование «Левада-центра», согласно которому число граждан, выказывающих активное недовольство необходимостью работать дольше, снизилось с 53% в августе до 35% в сентябре.
Президентские поправки к законопроекту, по словам социологов, не сыграли здесь ключевой роли: от Путина ждали большего. Граждане надеялись, что он отменит пенсионную реформу вообще или, по крайней мере, перенесет ее на неопределенный срок. Если снижение протестных настроений не стало результатом компромисса, то объяснять его надо другими факторами.
Ключевой из них связан с тем, что позиция протестного большинства не была представлена ни одной политической организацией. Собственно, людей, недовольных пенсионной реформой, лишили любых законных форм политического участия — им некуда было податься.
О своих амбициях по борьбе за справедливость вяло рассуждала КПРФ, но коммунисты, как было очевидно даже самому невнимательному наблюдателю, почти все матчи с властью играли в договорном порядке. Это касается и умеренных митингов за полицейскими заграждениями, и аккуратных электоральных кампаний.
В то же время Кремль предпринял беспрецедентные усилия для того, чтобы изолировать и расколоть сетевых сторонников Навального. Сам политик большую часть времени проводит под арестом, и при этом ему недвусмысленно намекают, что против него может появиться и уголовное дело. Обезглавленный ФБК держится достойно, но не хватает последовательности. Как пенсионная тема встраивается в их традиционную антикоррупционную повестку, как защищать граждан, выходящих на несанкционированные митинги, какие требования, не считая построения новой прекрасной России будущего, выдвигать? Эти сложные вопросы потенциальный электорат Навального обсуждал в течение лета без особых результатов.
Граждане, оставшиеся без представителей, разочаровались и вернулись к политической апатии. Результаты исследования «Левады» можно оценить в рамках общенародного переживания от безысходности и смирения. В наименьшей степени это касается тех четырех регионов, где после 9 сентября состоялись вторые туры и опрокидывающее голосование против единороссов. Любопытно, что так называемую системную оппозицию за результаты этих выборов якобы планируют наказать. И это притом, что и КПРФ, и ЛДПР вели себя ниже травы, апеллируя к «курсу президента» при всяком удобном случае. Обещанное наказание, кстати, состоит в том, что теперь к коммунистам будут относиться «как к Навальному», и никаких «системных оппозиционеров», таким образом, больше не останется.
Странная плата за последовательный вклад Зюганова и Жириновского в дизайн нашей политической безнадеги. Их бы, наоборот, к Героям России представить.
Как бы то ни было, очередная многоходовка, которую разыграли с гражданами России, подошла к концу. В ходе этого гамбита начальство потерпело несколько поражений, самым заметным из которых стали выборы в Приморском крае, куда в ближайшие дни будут спешно закачиваться новые кадры и дополнительные ресурсы. Но стратегически тут присутствуют все признаки крупной победы, если победой можно назвать способность принуждать народ к самым противоестественным изменениям.