В полночь на субботу в Абакан прибыл президент. По сообщению официального республиканского органа — газеты «Хакасия», «сразу прилетели вертолеты, и глава государства вылетел в сторону тайги». К моменту, когда передаю в редакцию эти строки, о хакасской поездке, видимо, носящей неофициальный характер, на сайте президента — ничего. Сказано, что 4–5 октября Владимир Путин будет в Индии.
Владимир Путин и Виктор Зимин с воздуха инспектируют последствия пожара в Хакасии в 2015 году. Фото: РИА Новости
О том, что глава государства прилетит в Абакан и, возможно, не только удить рыбу, но и разруливать локальный политический цугцванг, «Новая» писала в № 106. «Едро» здесь потерпело наиболее яркое поражение и в парламентских выборах, и в первом туре губернаторских. Перед вторым туром, не имея ни малейшего шанса победить молодого коммуниста Валентина Коновалова, глава региона единоросс Виктор Зимин снялся с выборов. Голосование перенесено на 7 октября с новым кандидатом — эсером Андреем Филягиным.
От народа к президенту полетели петиции. Люди призывают «прекратить балаган в Хакасии», «заменить всех кандидатов» — «в бюллетенях нет ни одного не скомпрометированного» — на способных «решать проблемы, а не только пилить заводы и быть коррумпированными марионетками». Заодно кипящие негодованием избиратели потребовали до кучи
«ввести уголовное наказание за неправильное написание названия региона»: «Каждый пятый журналист не знает, что Хакасия пишется с одной «с».
Последний призыв понятен (вспышка местного патриотизма), но неисполним: не так давно хакасский журналист Михаил Афанасьев записал видеосюжет на улицах Москвы — спрашивал прохожих, стоит ли включать Республику Хакасию в состав России. Большинство оказалось не против, но были и несогласные, заявив, что хакасов придется кормить. Так что — не до количества тех или иных букв.
А первая петиция к Путину, наоборот, исполнима, но выглядит нелепо. Это все равно, что народу потребовать самого себя поменять. А «других писателей у меня для вас, товарищ Поликарпов, нет» (приписывается Сталину). К тому же выбор жителям Хакасии в первом туре предлагался реальный. Хрестоматийный, самый распространенный и популярный: меж «злою тварью» и «тварью злейшей» (Шекспир), меж «ворюгой» и «кровопийцей» (Бродский). Или, как сформулировал вновь избранный мэр Абакана Николай Булакин, «из двух зол надо выбирать меньшее». В народе о том же говорят как о бодании (или других телодвижениях) «жабы с гадюкой».
Понятно, что это фигуры речи, а не юридически выверенные слова. И ни на кого из кандидатов ярлыки клеить недопустимо. Но вполне красноречивы плоды 10-летнего губернаторства Виктора Зимина, нагляден пейзаж после всех его начинаний. Ясны также выступления молодого и еще бэкграунда не накопившего коммуниста Коновалова — на фоне бюста Сталина. Понятно, что это недоброжелатели Коновалова привезли аж из Москвы группу, что развешивала на столбах «висельников» — куклы руководителей-единороссов (причем, как мне рассказали в штабах, люди эти прилетели на условиях — если б их взяли, они должны были сидеть, никто бы их не вызволял). И это противники же Коновалова
привезли Ленина с Красной площади (двойника, с кем там фоткаются) — здесь он раздавал сфальсифицированные номера «Советской Хакасии», где Коновалов обещал расстрелы.
Однако для любой гиперболы требуется повод, рагу из кролика не получится, если нет хотя бы дохлой кошки. Она присутствовала. Например, такое выступление Коновалова под видеозапись: «Если в едином порыве мы выйдем на улицы, выйдем в суды, будем как единый кулак, — то и они воровать не будут, а будут висеть на столбах». Это к претензиям, что народу не дают из кого выбирать.
Какая, скажете, разница, что он, что все они говорят? Потом встроятся в вертикаль. Нет, не у всех получается. Штабисты Зимина говорили мне, что коммунистам предлагали компромиссы, и старшие товарищи отвечали: мы-то не против, он (Коновалов) не соглашается.
Диагноз спецов, пристально за ним наблюдавших: нет, он не вмонтируем в систему. Идейный. Со стержнем. (Ну так какой из него тогда губернатор? На этом посту позвоночник — это профнепригодность.)
В хакасском штабе КПРФ опровергали факты переговоров. Вместе с тем позже мне подтвердили, что Коновалову поступают предложения, от которых не принято отказываться. Он же продолжает борьбу.
Само воззвание к Путину — забрать всех этих негодных и дать кого-то поприличней, чтоб было из кого «выбирать», — симптоматично. Характеризует и выстроенную «управляемую демократию», и сам недовольный в ее рамках народ, в то же время требующий управлять народным волеизъявлением и дальше.
Но все, что до этого в рамках приличия могла сделать власть, — снять с выборов Зимина. «Когда проигрыш власти стал неизбежен, она решила не фиксировать это как поражение кандидата «ЕР», а свести дело к победе коммуниста над кандидатом «Справедливой России» — так сформулировал мне этот маневр Артем Прокофьев, депутат Госсовета Татарстана (сейчас замруководителя хакасского штаба КПРФ).
Проблему с проигрышем Зимина, таким образом, хоть коряво, но сняли. А что делать с назревающей победой Коновалова? Пока ее максимально принижают. Народ такой расклад, видимо, не устраивает — интрига потерялась. Народ жаждет реальных кандидатов. И смысл петиций понятен: не кровати двигайте, девочек меняйте.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»