Комментарий · Культура

Верным курсом идем, товарищи!

В киноиндустрии — очередной виток перемен. И вряд ли к лучшему

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Фото: РИА Новости
«Товарищи! Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в области строительства, так и в области управления». Не уверена, что вы с лету узнали прямую речь товарища Сталина. А ведь именно этот спич вождя и породил неувядаемое «кадры решают все».
Об этом отлично знают в нашем Минкульте. И рокировками назначений руководителей в различных направлениях нередко… блокируют развитие этих самых направлений.
Вот и сейчас стоило только «Фонду кино», который по поручению правительства РФ и культурного министерства занимался массовым кино и поднимал его долю в прокате, выполнить задание как «ату его», руководителя Антона Малышева решено спешно заменить. А ведь вроде бы все складывалось для российского зрительского кинематографа неплохо.
С начала 2018-го до конца лета отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 43,5 миллиона зрителей, обеспечив кассу в 10,5 миллиарда рублей. В десятке самых кассовых фильмов года в российском прокате — «Движение вверх», «Лед» и «Тренер». За пять с половиной лет руководства фондом Малышевым доля зрителей российских фильмов выросла с 16,4% в 2012 году до 25,6% — в 2017-м, а сборы российского кино за тот же период увеличились с 6 миллиардов рублей до 13 миллиардов. И с этими цифрами «в руках» министр докладывает президенту об успехах российского кинопрома.
<strong>Статистика</strong><br> &nbsp;
За пять лет «Фондом кино» поддержано 298 кинопроектов на общую сумму 22,5 миллиарда рублей, в прокат вышел 221 фильм, созданный или вышедший на экраны при поддержке Фонда. Совокупные сборы этих фильмов — 47,2 миллиарда рублей при поддержке производства или проката на 18,0 миллиарда рублей. Сборы фильмов, поддержанных в производстве на безвозвратной основе — 38,8 миллиарда рублей. Таким образом, на каждый выделенный рубль безвозвратной господдержки было привлечено более трех рублей кассовых сборов.
Но у нас главное не успех, а «своизм», лояльность и послушность. Видимо, руководитель фонда оказался слишком самостоятельной фигурой, во всяком случае, в глазах министра. Вместо того чтобы беспрекословно переносить релиз фильма про космос по приказу министра, созывает совет экспертов, которые сомневаются в разумности переноса. А саму оценку сценарного и экспертного жюри ставит выше лоббирования киногенералов.
Что? Да они там просто с ума сошли.
По другим источникам, инициатива замены первого лица в «Фонде кино» принадлежит Никите Михалкову. Когда именитый режиссер покинул попечительский совет фонда, громко хлопнув дверью, стало понятно: кадровых перемен не избежать. Главный «бесогон» страны — самое влиятельное лицо в киноиндустрии. Он во главе Московского кинофестиваля, управляет премией «Золотой орел» и Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Он — председатель Фонда российской культуры. Председатель Союза кинематографистов. На ключевые должности назначаются люди из его окружения. Думский комитет по культуре, к примеру, возглавила Елена Ямпольская, сделавшая вертикальную карьеру во многом благодаря Никите Сергеевичу.
Не отстает и другая михалковская креатура — Лариса Солоницына. Пока мировое киносообщество и ведущие кинематографисты страны писали письма в защиту создателя Музея кино Наума Клеймана, на его место внезапно была назначена скромная главный редактор локальной газеты михалковского Союза кинематографистов Солоницына. По мнению источников,
Михалков по-прежнему имеет колоссальное влияние на министра культуры.
Стоит ли удивляться, что на ключевую в киноиндустрии должность выдвигают кандидатуру Солоницыной — человека, далекого от индустрии, а значит, не перегруженного пониманием тенденций, возможных векторов развития, подводных камней в киноотрасли. У нас это в порядке вещей, ведь у нас и министр науки и высшего образования Михаил Котюков прежде занимался финансами, никогда не преподавал и степени научной не имеет.
Сегодня востребован человек системы. Безропотный, послушный. Компетенция не приветствуется. Живем во славу оруэлловского девиза «Незнание — сила». Случайно ли, но параллельно со скандальной битвой за власть в киноиндустрии (именно сейчас по инициативе министра культуры возбуждены дела о растрате средств, выделенных «Фондом кино» отдельным кинокомпаниям) тихо уничтожили НИИК (Научно-исследовательский институт киноискусства). У института было несчастное «обременение» — роскошный особняк Зиминых в Дегтярном переулке. Особняк отобрали. Институт перевели в состав ВГИКа, где он был никому не нужен. Ученых нещадно сокращали, не давали возможности работать. А теперь, как обедневшую деревеньку с крепостными, передают с рук на руки… по иронии судьбы в тот самый «Музей кино», когда-то отобранный у именитого киноведа Клеймана. В самом киномузее, между тем, ворох своих проблем: с разнообразием программ, с посещением. В частности, на сайте, где можно купить входной билет, из 500 предлагаемых к продаже билетов на каждый день — 500 вакантных. Так что будущее отечественного киноведения не внушает оптимизма.
Заметим, происходят все эти невиданные пертурбации и операции при попустительстве киносообщества, которое полностью деморализовано.
Правда, когда вопрос с отстранением от должности Антона Малышева был уже почти решен, а на сайте правительства опубликован новый устав «Фонда кино», полностью переподчиняющий его Минкульту, — проснулись продюсеры. Главные игроки кино- и телеиндустрии России написали письмо Мединскому, который и запланировал уволить Малышева… с просьбой сохранить профессиональную и эффективную команду «Фонда кино» во главе с Антоном Малышевым. Письмо подписали режиссеры и продюсеры Тимур Бекмамбетов, Федор Бондарчук, Павел Лунгин, Александр Роднянский, Валерий Тодоровский, Алексей Учитель, Константин Эрнст и другие.
Но кого волнует «эффективность команды», когда речь идет о финансовом интересе (по мнению экспертов, фонд накопил собственный оборотный капитал — почти 4 миллиарда рублей), об управлении денежными потоками, но главное — о полном безоговорочном контроле над тем, какие именно фильмы финансирует «Фонд кино». Министр последние несколько лет пытался ввести в состав совета фонда своих людей — это не получалось. После «реорганизации» окончательный список финансируемых фильмов будет определять совет фонда, сформированный Министерством культуры.
Минкульт по поручению правительства представляет кандидатов на должность исполнительного директора «Фонда кино» и в его совет. Среди претендентов называют имена владельца киносетей «Синема Парк» и «Формулы кино» Александра Мамута, гендиректора Первого канала Константина Эрнста, гендиректора России 1 Антона Златопольского, советника президента по культуре Владимира Толстого, гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова, директора департамента кинематографии Минкульта Ольги Любимовой, председателя правления «Союзмультфильма» Юлианы Слащевой, главу департамента культуры Москвы Александра Кибовского, директора Санкт-Петербургского международного культурного форума Егора Москвина, гендиректора российского офиса 20th Century Fox и главу Ассоциации кинодистрибьюторов Вадима Смирнова. Министерство пытается отстоять в списке лояльных, подконтрольных претендентов. Стало известно, что среди кандидатов в совет было вписано имя и директора Музея кино Ларисы Оттовны Солоницыной, имя которой было внесено для рассмотрения и на пост исполнительного директора «Фонда кино» (по сведениям источника, сейчас ее кандидатуру проверяет служба безопасности), — по уставу эти позиции совмещать нельзя. Пришлось в спешном порядке корректировать список.
Лариса Солоницына и Владимир Мединский. Фото: РИА Новости
Владимир Мединский неоднократно критиковал работу фонда, в том числе за неэффективное распределение бюджетных средств. Видимо, в министерстве лучше знают, как результативно, эффективно, но главное патриотично распорядиться финансами киноиндустрии. И значит, с радостью и энтузиазмом будем смотреть кино про танки, Крымский мост и 28 панфиловцев.
Что же делать?
«Необходимо вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи, и неуклонно идти вперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах». Так завещал товарищ Сталин в своей речи в 1935 году. Верным курсом идем, товарищи!