Компания Apple представила очередное поколение айфонов и несколько менее заметных новинок вроде умных часов. Ежегодная презентация привычно стала ключевым событием отрасли и одной из главных мировых новостей.
Нынешняя культурная норма предполагает, что следить за деятельностью Apple, самой богатой компании мира, которая к тому же больше 10 лет является законодателем моды на рынке гаджетов, — святая обязанность каждого современного человека.
С 2007 года, когда Стив Джобс представил первый айфон, требования к модникам были довольно банальными: вы точно были в тренде, если у вас последняя модель смартфона от Apple. Сейчас ситуация стала несколько сложнее, и эту трансформацию интересно проследить.
Революционных изменений Apple в 2018 году предсказуемо не предложила. Им просто неоткуда взяться с учетом совершенства любых современных смартфонов. Взяв за основу прошлогодний iPhone X, который много критиковали и который в итоге побил рекорды продаж и довел капитализацию компании до 1 трлн долларов, маркетологи Apple предложили пользователям на выбор три новых версии самого популярного телефона планеты: это iPhone Xs, Xs Max и XR соответственно. Первые два отличаются друг от друга размерами экрана, Xs Max с диагональю 6,5 дюйма стал самым большим телефоном компании и будет конкурировать с фаблетами других производителей, универсальными устройствами между телефонами и планшетами. Помимо нового дисплея флагманские смартфоны наконец-то получили функцию поддержки двух сим-карт, которая давно стандарт де-факто в Android.
Плата за причастность к современности составляет с учетом актуального курса рубля довольно пугающую сумму. В России цена на новые айфоны будет варьироваться от 87 до 127 тысяч рублей. Более простая модель iPhone XR, в теории предназначенная для экономных, будет стоить от 65 тысяч. При этом китайские компании уже к концу осени будут готовы предложить потребителям клоны iPhone за небольшие деньги. Рынок послушно скопирует все дизайнерские и технологические решения Apple. Например, сейчас на рынке не так просто найти флагманский смартфон без выточки в верхней части экрана, имитирующей дизайн прошлогоднего iPhone X, и с аналоговым аудиовыходом. Ведь в прошлом году в Apple приговорили проводные наушники к смерти, предлагая заменить все их разнообразие собственным брендом AirPods.
При этом в последние десять лет конкуренция на рынке смартфонов росла, а маржинальность падала. Китайские фирмы готовы продавать дешевые функциональные телефоны приемлемого качества. Выживать в таких условиях было непросто даже грандам индустрии, достаточно вспомнить историю Nokia или Motorola. В культурном смысле телефон из предмета статусного потребления превратился просто в телефон, в инструмент, который вы покупаете, чтобы он работал, а затем теряете, или выбрасываете, или заменяете новым. Абсурдно стоять за таким телефоном в очереди или хвастаться им.
Люди все реже ориентируются при выборе смартфона на конкретный бренд. Ваша модель телефона теперь ничего не говорит о вас как о личности (и довольно забавно вспоминать о том, что недавно многие считали иначе).
Более того, у продвинутого айтишника сегодня в руках можно увидеть дешевую модель Xiaomi, которую он купил в автомате в каком-нибудь европейском аэропорту, а вот подростки в российской глубинке, беспокоящиеся о «гламуре», стараются все же выбирать Apple — хотя бы и не самые новые модели.
Apple пыталась конкурировать с китайскими производителями на рынке с падающей маржой и наращивать продажи за счет снижения стоимости телефонов, отсюда и нынешние условно бюджетные линейки айфонов. Но этот путь был тупиковым — продавать телефоны так же дешево, как тот же Xiaomi, Apple не смогла бы в любом случае. Нынешняя бизнес-модель, найденная Apple вместе с выходом iPhone X, исходит из идеи, что ни китайские клоны, ни большая часть продукции крупных брендов, таких как Samsung или Huawei, не конкурируют с их премиальными смартфонами. Задача Apple — продавать каждый смартфон по максимально высокой цене и тем самым сохранить за собой премиальную часть рынка.
Почему люди готовы платить за айфоны больше, чем за телефоны других компаний? И почему мир продолжает интересоваться презентациями Apple, если на них не происходит ничего революционного? Для этого есть две взаимоисключающие причины. С одной стороны, рынок высокотехнологичной потребительской электроники в последние пять лет стагнирует, последним крупным прорывом стало появление еще при жизни Джобса массовых планшетных компьютеров. Так что от Apple как от лидера отрасли ждут какого-то сенсационного прорыва, даже если вероятность его невелика. С другой стороны, Apple, кажется, позволяет пользователям «вернуть их 2007-й» и по-прежнему покупать под видом смартфона престиж и статус.
Технологического смысла в приобретении новых айфонов нет. Практически любой телефон, произведенный в последние 3–5 лет, прекрасно справляется со всеми пользовательскими задачами. Но за новыми айфонами все равно будут стоять очереди, в том числе в заметно обедневшей за последние годы России. Дело в том, что ежегодная покупка новейшего айфона — это жест ностальгии. Люди начали массово тосковать по понятно устроенному миру нулевых, где обладание крутым телефоном автоматически делало вас интересным человеком.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»