Фанар — в этом небольшом, когда-то греческом районе Стамбула, живет и работает глава древней Константинопольской церкви. Ныне немногочисленная (около 2 миллионов прихожан), она считается первой среди других православных патриархатов. Авторитет Вселенского патриарха — дань истории и уважение к не прерванной византийской традиции, которая тут сохраняется до сих пор. Когда в Украине, России и многих других сегодня православных странах процветало язычество, здесь была могущественная церковь; сформулированные тут, в этом городе, толкования и установления христианской веры до сих пор актуальны для миллионов христиан по всему миру. Сюда, к старшему собрату, в окружении дюжины сотрудников госохраны, в сопровождении журналистов государственных российских СМИ, приехал глава Русской православной церкви патриарх Кирилл, чтобы обсудить со Вселенским патриархом Варфоломеем Украину.
Правила церковного этикета
У подъезда к резиденции Вселенского патриархата главу РПЦ ждали паломники из Украины. Сторонники автокефалии приехали из Киева и Ровно. Одетые в вышиванки, они хотели мирно приветствовать Кирилла, но кортеж въехал на территорию Фанара с другой стороны.
После короткой церемонии приветствия в церкви, положенной по протоколу, патриарх Кирилл поднялся в тронный зал Вселенских патриархов. Там его уже ждал Варфоломей. Приветствие, традиционный для православных троекратный поцелуй мира и короткие вступительные речи — это все, что удалось увидеть журналистам.
Собравшиеся обратили внимание на важную деталь церковного этикета — обращаясь к Кириллу, Варфоломей назвал его «Ваше Блаженство» — это титул митрополитов и глав церквей, находящихся по отношению к Константинополю в младшем положении. Кирилл же говоря с Вселенским патриархом обращался к нему «Ваше Святейшество», признавая его первенство.
Варфоломей вспомнил общих с Кириллом знакомых, в том числе ленинградского митрополита Никодима (Ротова) — в далеком советском прошлом наставника и покровителя Кирилла. Именно Никодим был тем иерархом РПЦ периода СССР, который отвечал за связи с другими церквями, за свою короткую жизнь он на многие годы вперед сформировал отношения Москвы с другими конфессиями. В ответ на этот неожиданный экскурс в собственное прошлое, Кирилл добавил, что с самим Варфоломеем они знакомы с тех самых советских лет, с 1977 года, когда оба были молодыми епископами своих церквей.
Между ними, Вселенским патриархом и главой РПЦ, семь лет разницы — Кирилл младше, и годы напряженных отношений между церквями. Москва веками оспаривает с Константинополем главенство в православном мире. Сейчас в центре спора — Киев.
Об Украине предстоятели говорили два с половиной часа. По окончании встречи патриарх Кирилл стремительно покинул Фанар. На вопрос корреспондента Громадского «Как прошла встреча?» глава РПЦ односложно на ходу бросил: «Хорошо. Хорошо». Позже в аэропорту он, очевидно недовольный визитом, сказал чуть больше, впрочем, ни разу не упомянув Украину:
«Разговор был очень правильный, разговор двух братьев, осознающих ответственность за состояние Вселенского православия и за состояние душ человеческих. Очень хорошая встреча, очень хорошая была атмосфера. Мы обсудили все те проблемы, которые сейчас стоят на повестке дня. Надеюсь, мы и дальше будем работать вместе для того, чтобы мир становился лучше».
Со стороны Константинопольского патриархата встречу прокомментировал ответственный за предоставление автокефалии Украине митрополит Галльский Эммануил (Адамакис).
«У этой церкви (Константинопольской), есть возможности по всему миру. Вселенский патриархат с его долгой жизнью и опытом первой Церкви в семье Православных церквей играет тут особую роль, именно поэтому отсюда иногда исходят решения. Главный вопрос, который также обсуждался — это ситуация в Украине. Как вы знаете, в Украине уже больше 25 лет существует раскол, и Вселенский патриархат принял решение рассмотреть все способы, с помощью которых могла бы быть провозглашена автокефалия Украинской православной церкви. Именно это решение было принято в апреле, и мы имплементируем это решение, и об этом Вселенский патриархат сообщил патриарху Кириллу во время его визита».
Слова митрополита Эммануила вызвали разное толкование в Украине и России. Сторонники автокефалии в Киеве услышали в словах иерарха безоговорочность решения о предоставлении Томоса. В Москве посчитали, что ничего подобного Эммануил не сказал, и до автокефалии еще далеко.
С отъездом Кирилла разговор о независимости украинской церкви в Стамбуле не прекратился, скорее, он только начался.
Больше сотни епископов Константинопольской церкви со всего мира съехались к своему патриарху на Собор, который собирается раз в несколько лет. Синаксис — так называется собор по-гречески — заседал в самом большом действующем православном храме Стамбула — церкви св. Троицы.
Собор решений не принимает — это подчеркивали епископы. Их дело — совет. Три дня участники за закрытыми дверями обсуждали разные аспекты возможной независимости православной общины Украины. Тон задал патриарх Варфоломей. В его вступительном докладе было несколько абзацев о том, как Москва методично, в течение столетий, игнорировала мнение Константинополя в делах Киевской церкви:
«Уже с начала XIV века, когда престол Киевской митрополии был перенесен без канонического согласия Матери-Церкви в Москву, наши киевские братья приложили огромные усилия, чтобы добиться независимости от церковного контроля со стороны московского центра. Из-за упрямства Московского патриархата постоянно происходило слияние и установление церковных епархий, неканонические выборы епископов, а также расколы, от который до сих пор страдает благочестивый украинский народ».
Чтобы решить вопрос автокефалии, владыки обсудили право своей церкви предоставлять Томос — грамоту о независимости. Для этого заслушали доклады канонистов — тех епископов, которые разбираются в непростом, сформировавшемся на протяжении веков церковном праве. Вердикт: право объявлять автокефалии у Константинопольского патриархата есть — в этом епископы единодушны.
При этом иерархи настаивали на том, что Константинопольский патриархат остается «Церковью-Матерью» по отношению к Киеву, то есть церковью, от которой пришло на Русь христианство, и связь с которой была прервана в силу исторических и политических сложностей в средние века. Этот статус — Церкви-Матери — особо подчеркнул, обращаясь к украинским верующим, один из самых авторитетных и влиятельных богословов Константинопольской церкви митрополит Прусский Элпидофор. Он коротко прокомментировал проходящие дискуссии и посоветовал украинским верующим не волноваться: «Повторяя сказанное Его Святейшеством от Матери-Церкви украинскому народу, нашим любимым духовным детям, хочу сказать, — все будет хорошо. Не теряйте доверия к своей Матери».
Небольшие разногласия на Соборе возникли тогда, когда с докладом выступил митрополит Эммануил (Адамакис). В течение полугода он по заданию Варфоломея и Синода объезжал поместные церкви, чтобы поговорить о возможной украинской автокефалии. Он же поддерживает постоянные контакты с украинской властью (митрополит Эммануил был в Киеве совсем недавно, во время торжеств по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси.
После доклада, когда наступила очередь вопросов, несколько епископов выразили сомнения: не окажется ли решение об автокефалии преждевременным, не станет ли Томос инструментом политического пиара действующей власти и яблоком раздора в Украине. Эти тревоги выразили единицы, те, кто особо не следит за событиями в Украине. О том, как обстоят дела на самом деле, епископам, далеким от украинских реалий, рассказали участники Собора украинского происхождения. Таких в Стамбуле было несколько: митрополит Юрий из канадского Виннипега, архиепископ Даниил из Чикаго и епископ Иларион из Эдмонтона (Канада). Это представители украинских православных церквей в эмиграции, которые входят в Константинопольский патриархат.
По итогам этой дискуссии никаких заявлений не принимали — просто обсудили риски и проблемы, которые могут возникнуть с автокефалией, учитывая очевидное противодействие этому процессу со стороны Москвы.
В заключительный день собора епископы обсуждали Македонию. В этой стране православная церковь, самостоятельно отделившаяся от Сербской, находится в похожем на историю с Украиной положении — с той лишь разницей, что раскол тут продолжается уже полвека. Не исключено, что проблему раскола в Македонии Константинопольский патриархат решит «в пакете» с украинским вопросом. Митрополит Юрий (Калищук) из Виннипега не исключил такого сценария:
«Но, знаете, здесь никто ничего не решает. Решают на Синоде, а мы здесь выслушиваем информацию, чтобы быть в курсе дела, — что происходит. И я думаю, это очень хорошо, что одно и другое — то есть вопрос Украины и вопрос Скопье вместе сейчас происходит. А после этого будем жить надеждой. Я не знаю какие сейчас дальнейшие планы, но верю, что все-таки решение принято, что процесс идет вперед, и будет объявлена автокефалия для Украины. А когда это будет, как это будет — это еще вопрос».
Все сказанное на Соборе епископы зафиксировали в протоколах и передали Синоду — церковному правительству, куда входят несколько самых авторитетных иерархов Константинопольской церкви. Синод вместе с патриархом и примет окончательное решение об автокефалии для Украины.
Ближайшее заседание Синода намечено на октябрь.
Оригинал публикации. При поддержке «Русскоязычной Медиасети»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»