В ночь на 28 июля, в Москве, на 86-м году жизни скончался писатель Владимир Войнович – автор знаменитого романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», жесткой антиутопии «Москва 2042», неформального гимна советских космонавтов «Четырнадцать минут до старта», лауреат Госпремии РФ 2000 года — насмешливый критик державы, герой вольной словесности и самиздата 1970-х-1980-х, ярчайший прозаик.
Владимир Николаевич Войнович родился в 1932 году, в г.Сталинабаде (Таджикистан). В 1936 году был арестован его отец-журналист, в середине 1950-х провалились две попытки поступления в Литинститут: фамилия начинающего прозаика показалась бдительным современникам слишком того… космополитичной. (На деле – фамилия сия происходит от обрусевшей ветви старинного сербского дворянского рода. Владимир Николаевич десятилетия спустя писал: «В нашем роду… генералы и адмиралы австрийские, итальянские, русские. Были даже венецианские дожи…»).
Тем не менее — молодой редактор радио проснулся знаменитым в 1961-м, после того, как его песню «На пыльных тропинках далеких планет…» процитировал Н.С.Хрущев, встречая космонавтов.
Были и более весомые литературные победы: повесть Войновича «Мы здесь живем»(1961) была опубликована в «Новом мире» легендарной эпохи А.Т.Твардовского.
Главную книгу своей жизни — соленую и горькую эпопею о солдате Иване Чонкине — Войнович начал писать в 1963 году. Публикация в СССР была немыслима: роман ходил в самиздате 1970-х, впервые был опубликован полностью в 1975 году в Париже. Годом раньше Войновича, уже принимавшего активное участие в правозащитной деятельности в СССР, исключили из Союза писателей. В 1980 году Владимир Войнович был выслан из Советского Союза.
Очень смешная и совершенно безысходная повесть «Иванькиада», роман-антиутопия «Москва 2042»(1986) о странной разновидности великодержавного тоталитаризма в России XXI века, книга очерков «Антисоветский Советский Союз», пьесы, повести написаны им в годы эмиграции. В 1990 году Владимиру Войновичу было возвращено советское гражданство. И писатель вернулся в Россию – сохраняя при этом независимость, скептицизм, дух насмешника, бунтаря и правозащитника. В своем варианте «нового гимна» страны на прежнюю музыку Войнович писал:
К свободному рынку от жизни хреновой
Спустившись с вершин коммунизма, народ
Под флагом трехцветным с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.
И в XXI веке Владимир Войнович писал письма протеста против войны в Чечне, против разгонов митингов в Москве, в защиту Надежды Савченко.
«Я видел много народов, у которых правители постоянно спрашивают разрешения на все. А те, у которых не спрашивают, их и народом называть вряд ли стоит», — писал Войнович.
И в этом, пожалуй, — суть его кредо. И внутренний двигатель его тревожного зоркого сарказма.
В 2000 году он завершил роман «Монументальная пропаганда» — о наследии советского периода, сидящем в подкорке чуть не у каждого гражданина свободной России, о феномене массового сталинизма. И именно за этот роман в 2000 году был награжден Государственной премией РФ: времена, согласитесь, были совершенно иными…
В расширенной редакции была опубликована «документальная фантасмагория» Войновича «Антисоветский Советский Союз». В 2010-м вышел в свет роман «Автопортрет».
В зрелом возрасте Войнович начал заниматься живописью. Яркие, чуть гротескные полотна несли, пожалуй, отпечаток фовизма, свободолюбивой и тревожной живописи 1910-х-1920-х.
Владимир Николаевич был лауреатом премии Баварской академии искусств, премии «Триумф», премии имени А.Д.Сахарова «За гражданское мужество» (2002), премии им.Льва Копелева.
P.S.
Прощание с Владимиром Войновичем начнется в 11:00 в понедельник 30 июля в Центральном Доме Литераторов. Вход с Большой Никитской улицы. Похороны в 15:00 на Троекуровском кладбище.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»