— Уже на несколько лет запланировано, что никакой разморозки пенсионных накоплений не будет, и, видимо, так будет до скончания века. Правительство действительно сейчас предлагает ввести дополнительный к 22% некий добровольный накопительный элемент. Это у нас уже было — программа добровольного софинансирования. Вы вкладывали деньги, а государство докладывало столько-то. Сейчас это более жесткая схема. Такая, что (если вы на это подпишетесь) с вашей личной зарплаты первый год — один процент будут вычитать, второй год — два процента, и так до шести процентов. Но это будете платить лично вы, а 22%, которые платит работодатель, — как были, так и остаются.
Такое решение можно назвать одним из вторичных инструментов. Он — неплохой, ничего нового в этом инструменте нет. И сейчас вы можете прийти в Негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Вы можете открыть там счет и вкладывать туда деньги из вашей личной зарплаты. Будете накапливать, а потом при достижении пенсионного возраста у вас будет дополнительная пенсия, либо пожизненная, либо на какой-то срок. Так что ЦБ просто делает вид, что совершенствует пенсионную систему, но добровольное пенсионное страхование и так у нас есть. Сейчас сделают, возможно, более жесткий госконтроль за этими деньгами и за фондами.
ИПК будет очень малораспространенным механизмом по двум причинам. Во-первых, средняя заработная плата, при которой можно иметь свободные деньги, чтобы туда вкладываться, — это от 60 тысяч и выше (оценка выглядит заниженной). Но так получает далеко не каждый в России, особенно в регионах. Во-вторых: где гарантии, что эти деньги будут сохранены? У нас этот вопрос гарантий полностью подорван той же самой заморозкой. Людям на счета деньги капали каждый месяц, а потом раз — государство решило эти деньги взять и изъять. А почему завтра вдруг не будет принято решение в отношении этих накоплений, которые будут идти по системе ИПК? Зачем я в длинную, на 30–40 лет, буду накапливать деньги, которые будут неизвестно как инвестироваться, как управляться? Если я могу эти деньги потратить на что-то другое.
Олег Янкелев
управляющий партнер FinEx group
— На мой взгляд, есть две ключевые проблемы. Во-первых, плохо, что в итоге Минфин отошел от идеи автоматической подписки на ИПК, поскольку хорошо известно, что именно автоподписка существенно повышает вовлеченность населения в накопления средств на пенсию. Это наблюдалось, например, в США, где появление автоматического присоединения и формирование портфеля «по умолчанию» привели к существенному росту числа счетов и, соответственно, к появлению у большего числа американцев шанса самостоятельно накопить на пенсию. Во-вторых, никто не обсуждает самый важный вопрос — качество управления пенсионным капиталом. Предполагается, что средствами ИПК, как и прежде накоплениями, будут управлять пенсионные фонды — организации, которые серьезно себя дискредитировали в последние годы.
Публичной дискуссии о том, на каких принципах будут управляться эти деньги, нет, так что наблюдатели приходят к выводу, что сохранится нынешний способ управления пенсионными накоплениями, просто под новым названием «индивидуальный пенсионный капитал» с включением в структуру дополнительного лица, которое будет администрировать этот процесс. Проблема российской пенсионной системы не только и не столько в заморозке и нежелании людей в этом участвовать, а в том, что качество управления накоплениями — очень низкое.
Вместо того чтобы позволить будущим пенсионерам самостоятельно выбирать способ управления своими деньгами, как это происходит в США (когда вы можете выбрать независимого управляющего для своего пенсионного счета или вообще делать все самостоятельно), новая реформа уходит от решения этого вопроса. С этой точки зрения смысла делать какие-то добровольные отчисления в новую систему для будущих пенсионеров просто нет, так как пенсионные фонды в России являются источником разрушения стоимости, а не ее создания для обеспечения достойной старости. Давайте посмотрим на структуру портфелей пенсионных фондов: там преимущественно рублевые облигации, которые по определению не обеспечивают защиты от инфляции.