Сюжеты · Политика

«Это — оскорбление демократии»

Представители Демпартии потребовали от президента Трампа отменить встречу с Путиным. Что происходит в США перед саммитом

Александр Панов , собкор «Новой», Вашингтон
Генпрокурор США Род Розенстайн. Фото: EPA
Накануне встречи в Хельсинки Министерство юстиции США обвинило 12 сотрудников ГРУ во вмешательстве в американские президентские выборы. Обвинения выдвинуты в рамках расследования спецпрокурора Роберта Мюллера.
Новый список Мюллера
Он стал «информационной бомбой». В те минуты, когда 45-й президент США пил чай с английской королевой Елизаветой Второй и думал о предстоящем уикэнде в своем гольф-клубе в Шотландии, заместитель генпрокурора США Род Розенстайн проводил в Вашингтоне пресс-конференцию, раскрывая детали обвинения: фамилии, даты, адреса. Этого же требовал от американцев Владимир Путин в телевизионном интервью, отрицая какое-либо вмешательство России в американские выборы.
Важнейшее отличие: прошлый список из 13 человек и 3 организаций, вмешавшихся в ход выборов в США, предъявленный в феврале этого года спецпрокурором Робертом Мюллером, состоял из сотрудников так называемой «фабрики троллей» — Агентства по интернет-исследованиям, которое, по сообщениям СМИ, контролируется «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным. Это — частные лица и частные организации. Президент РФ мог, как обычно невозмутимо, заявить журналистам: спрашивайте Пригожина, мало ли, кто и где занимается хакерством.
На этот раз Минюст прямо обвинил сотрудников двух подразделений — 26165 и 74455 Главного разведывательного управления Генерального штаба (ГРУ) Миноброны РФ — т.е. подчиненных Верховного главнокомандующего. Большое жюри округа Колумбия выдвинуло официальные обвинения. Указанные в списке лица могут быть арестованы по требованию властей США и экстрадированы.
В новом списке Мюллера — люди, которым обвинения выдвинуты по 11 пунктам (1-й и 11-й — «заговор с целью совершения преступления против Соединенных Штатов»; пункты 2–9: «кража личных данных с отягчающими обстоятельствами»; пункт 10 — «заговор с целью отмывания денег»). В обвинительном заключении 29 страниц, 80 параграфов и 12 фамилий. Конгрессмены требуют, чтобы Трамп (если он не отметит встречу с Путиным) потребовал в понедельник от российского президента выдачи американскому правосудию следующих лиц:
Виктора Борисовича Нетыкшо (NETYKSHO), Бориса Алексеевича Антонова, Дмитрия Сергеевича Бадина, Ивана Сергеевича Ермакова, Алексея Викторовича Лукашева, Сергея Александровича Моргачева, Николая Юрьевича Козачека, Павла Вячеславовича Ершова, Артема Андреевича Малышева, Александра Владимировича Осадчука, Алексея Александровича Потемкина и Анатолия Сергеевича Ковалева.
Фото: Reuters
Как заявил заместитель генпрокурора Розенстайн, некоторые из обвиняемых занимались кражей информации, некоторые — ее распространением. В частности, в интернете под никами DC Leaks, Guccifer 2.0 и др. Объектами хакерских атак стали Национальный комитет Демократической партии, штаб президентской кампании Хиллари Клинтон, комитет Демократической партии по выборам в Конгресс. Якобы злоумышленники попытались взломать электронную почту Клинтон и ее штаба 27 июля 2016 года — ровно в тот день, когда кандидат в президенты Трамп обратился на митинге за помощью к России, чтобы найти пропавшие 30 тысяч электронных писем Хиллари. Теперь этот ролик безустанно крутят американские телекомпании. Как видим, Трамп не обращался в пустоту: призыв моментально был услышан. (Шутка «в тему»: в понедельник в Хельсинки агент встречается с куратором). Это было бы смешно, если бы не было очень серьезно.
В обвинении также говорится, что в августе 2016 года неназванный кандидат в Конгресс США получил от интернет-персоны, представляющей российскую сторону, украденные документы, связанные с политическим конкурентом. Еще один лоббист получил похищенные данные о спонсорах Демпартии. Республиканцы требуют теперь обнародовать имя этого политика. Сайт Wikileaks впрямую не называется, но в обвинительном заключении фигурирует некий «интернет-источник политических новостей», получавший новости «от русских». Телекомпания CNN немедленно показала нарезку предвыборных кадров Трампа, где тот хвалит работу Wikileaks и восхищается их разоблачениями Хиллари Клинтон.
В свете новых обвинений лидер демократического меньшинства сенатор Чак Шумер призвал Трампа отказаться от встречи с Путиным:
«До тех пор, пока Россия не предпримет наглядные и прозрачные шаги, доказывающие, что она не будет вмешиваться в будущие выборы, радушное общение с Владимиром Путиным было бы оскорблением нашей демократии».
Другие видные законодатели из Демпартии представили президенту «категорическую повестку дня»: потребовать выдачи лиц из списка Мюллера, «ухода из Крыма», давления на Иран, чтобы тот перестал вмешиваться в дела Сирии.
Откликнулись и однопартийцы-республиканцы. Ведущие функционеры партии предпочли отмолчаться, рядовые — обвинения поддержали. Сенатор Джон Маккейн написал: «если президент Трамп не готов привлечь Путина к ответственности, саммит в Хельсинки не сможет ничего достичь».
В Белом доме на это заявили (устами юридического советника президента Руди Джулиани), что результаты выборов под сомнение не ставятся, а потому пора спецпрокурору Мюллеру закруглять расследование: американцы не виноваты, а русские виновники уже названы. «Ноль шансов на отмену встречи в Хельсинки», — заявил высокопоставленный сотрудник администрации Трампа каналу NBC.
Склонность к импровизации
Самое интересное — реакция президента. Как заявил заместитель генпрокурора Розенстайн, Трампу доложили о предстоящих обвинениях перед саммитом НАТО и встречей с Путиным. И тем не менее Трамп на пресс-конференции в Лондоне говорил так, будто ничего не случилось.
«Ну, я, конечно, спрошу про вмешательство в выборы, но я не думаю, что последуют заявления: я это сделал или ты меня поймал». Реакция на список 12 разведчиков, обвиненных во вмешательстве в выборы, оказалась схожей. МИД РФ назвал обвинение «фейковыми новостями», а Трамп снова обозвал расследование спецпрокурора Мюллера «охотой на ведьм».
После обвинений большого жюри округа Колумбия «незыблемость» Трампа выглядит вызовом — не только Демпартии и отдельным республиканцам, но и союзникам по НАТО, «большой семерке» и т.п.
Совсем недавно Трамп обрушился на союзников на саммите НАТО, требуя немедленно поднять военные расходы до двух процентов от ВВП, «иначе США готовы идти в одиночку» (что бы это значило?).
«Представители НАТО покинули эту встречу, озабоченные будущей судьбой альянса, такой хаос может только вызвать улыбку Владимира Путина. Это фантастический подарок человеку, который всегда стремился расколоть западный альянс», — отмечает Дэвид Роткомпф из центра Карнеги.
Еще один обсуждаемый пассаж на лондонской пресс-конференции Трампа — отвечая на вопрос Fox News о Крыме, президент США заявил:
«если бы президентом был я, Путин не сделал бы этого… Аннексия Крыма — катастрофа администрации Обамы. Я знаю, что надо делать, но вам пока не скажу, это поставит нас в невыгодное положение».
Встречу с Путиным Трамп назвал «самой легкой частью» своего европейского турне. Он заметил: получится разговор — хорошо, не получится — что ж, значит, он не будет долгим. По словам Трампа, Путин — не друг и не враг, он соперник. Цитата: «У нас могут быть очень хорошие отношения, а там посмотрим». У американского президента, пишут СМИ, нет продуманной стратегии, он полагается на импровизацию.
«Поведение президента на саммите НАТО ни на йоту не уменьшило опасения о том, что он готов идти в открытые объятия Путина, и кто знает, какой подарок он готов преподнести?» — беспокоится Джоэл Рубин, заместитель помощника госсекретаря в администрации Обамы.
Тем не менее сторонники Трампа уверены, что он делает все правильно.
«Многие из нас полагают, что нас используют во всем мире — в торговле, обороне, в других вопросах, — отмечает в издании the Hill советник президентской кампании Трампа и его личный друг Майкл Капуто. — Настаивая на том, чтобы союзники несли свою долю расходов, он просто выполняет предвыборное обещание. Если бы он не сделал этого, миллионы были бы разочарованы».
От Хельсинки прорыва не ждут, зато собеседники будут довольны друг другом. Как отмечают здешние эксперты, Путин может предложить сокращение вооружений (новое соглашение START) и помощь в сирийском урегулировании (но есть ли у Москвы рычаги давления на Иран?), Трампу они советуют оставаться скептичным.