Сюжеты · Общество

Протест не ушел в гудок

Сто рыболовецких судов устроили морской флеш-моб, а губернатор Приморья на встрече с президентом рассказал, чего боятся рыбаки

Фото: РИА Новости
В четверг, 12 июля, в два часа дня по местному времени жители приморских городов России — от Мурманска до Владивостока услышали пятиминутные тревожные гудки более ста рыбопромысловых судов. Так рыбаки выразили протест против правительственных планов развернуть на 180 градусов «правила игры» в рыбной отрасли.
Неделей раньше, 4 июля на сайте Кремля появилась информация, что президент России провел рабочую встречу с исполняющим обязанности губернатора Приморского края Андреем Тарасенко. Там же была выложена стенограмма начала встречи, в которой было обнародовано, что глава региона поделился с Владимиром Путиным своим видением развития ситуации в случае реализации планов правительства, касающихся рыбопромышленников. И сценарий этот — пессимистичный.
По словам Тарасенко, сегодня в отрасли появились игроки, которые скупают квоты на вылов биоресурсов, при этом заведомо зная, что сами не смогут освоить весь объем этих квот, а перепродадут их.
— …У меня рыба уходит.
Уходит, потому что появляются богатые, скупают квоты, — и результат: у меня скоро рыбы не будет, потому что вся будет или в Москве, или на северах.
Получается, я теряю этот промысел, — подчеркнул Тарасенко.
Еще более тревожная ситуация, по мнению Тарасенко, может сложиться с квотами на краба, за счет лова и переработки которого живут многие прибрежные поселки Приморья. Правительство РФ планирует отобрать половину квот, однажды уже приобретенных на аукционах, и выставить их на новые торги. Об этом и сказал президенту руководитель региона:
— Угольщики или нефтяники не отдают же свое месторождение, когда приходит новая команда, — продолжают разрабатывать. Надо поднимать, к примеру, налог, поднимать плату. Согласен, что это надо сегодня делать, но забирать и отдавать на новый аукцион — нельзя.
Потому что именно под эти квоты рыбопромышленники получили банковские кредиты, заказали новые судна, приобрели оборудование для переработки. То есть была создана и заработала система, позволяющая строить долгосрочные планы. А сейчас в одночасье эту уже отлаженную и работающую систему предлагается разрушить.
Андрей Тарасенко. Фото: РИА Новости
Есть два важных момента, на которые невозможно не обратить внимания, изучая выложенное на сайте Кремля стандартное сообщение, вроде бы ничем не примечательное и не отличающееся от других официальных новостей о рабочих буднях главы государства.
Первый момент — аппаратно-бюрократический. Сайт Кремля — это официальный ресурс главы государства, а значит, все опубликованные на нем материалы отражают позицию главы государства. Пресс-служба президента могла бы «секвестировать» стенограмму и вообще не выкладывать информацию о той части рабочей встречи, на которой зашел разговор о рыбной отрасли, квотах и правительственных планах (такие сокращенные отчеты — норма). Тем более что в правительстве эти вопросы обсуждались совсем недавно, 21–22 июня. И, по данным наших источников, лоббистам «квотного разворота» удалось убедить членов правительства изменить базовые правила, по которым сегодня работает отрасль.
А ведь эти правила были установлены по личной инициативе Владимира Путина. Еще в октябре 2015-го по итогам заседания президиума Госсовета были сформированы поручения президента, реализуя которые летом 2016 года Госдума внесла поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Но несколькими годами ранее, в 2011 году в отрасль пришла компания «Русское море», основанная Глебом Франком и Максимом Воробьёвым. В 2014 году компанию переименовали в ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). Ни для кого не секрет, что у владельцев ООО — влиятельные покровители. Максим — сын зампредседателя Совета Федерации, экс-замминистра МЧС Юрия Воробьёва и брат губернатора Московской области Андрея Воробьёва. Главный административный ресурс Глеба Франка — его тесть — Геннадий Тимченко, имеющий общий с президентом круг интересов: дзюдо, хоккей, горные лыжи, Русское географическое общество.
По всей видимости, именно покровители РРПК заинтересованы в изменении правил работы рыбопромышленного рынка. Еще в январе я подробно рассказал о письмах, которые писали на имя президента сторонники проведения новых крабовых аукционов.
С момента начала лоббистской атаки, прошло уже больше девяти месяцев. И вот, как следует из стенограммы, выложенной на сайте Кремля, руководитель Приморья Андрей Тарасенко рассказал Владимиру Путину, что это не президент ошибся в 2015 году, а лоббисты сейчас пытаются убедить его принять решение, противоречащее интересам рыбной отрасли. В результате могут быть созданы условия для появления монстра-монополиста, который, имея неограниченные возможности в получении банковских кредитов, будет скупать все квоты и перепродавать большую их часть. Можно предположить, что это сигнал тем самым лоббистам.
Эту версию подкрепляет и то, что это Владимир Путин на встрече с губернатором обратил внимание, что Андрей Тарасенко не варяг для Приморья, что проблемы рыбной отрасли он знает не понаслышке и не по справкам, подготовленным помощниками. Реплику Путина, что руководитель региона «хорошо разбирается в этом», оставили на сайте Кремля.
И это второй важный момент, на который обращаешь внимание, когда знакомишься со стенограммой рабочей встречи Путина с Тарасенко.
Тревогой о негативных последствиях для отрасли с президентом поделился человек, вся жизнь которого была связана с морем.
Выпускник военно-морского училища Андрей Тарасенко несколько лет прослужил офицером-подводником. После увольнения в запас, больше двадцати лет работал на предприятиях, связанных с рыбопромышленной отраслью. Возглавлял «Мурманский морской рыбный порт», руководил ГУП «Национальные рыбные ресурсы», работал в Счетной палате России, контролируя бюджетные расходы на рыболовство и водные ресурсы, а перед назначением на должность исполняющего обязанности губернатора Приморского края возглавлял ФГУП «Росморпорт».
Биография и безупречная репутация Андрея Тарасенко дали основание для бурной реакции рыбопромышленников, увидавших в сообщении о рабочей встрече, выложенном на сайте Кремля, сигнал, что нашелся смелый человек, который озвучил объективную оценку правительственных планов об изменении правил игры в рыбной отрасли. То, что этот сигнал услышат в правительстве, несомненно. А какие сделают выводы?
«Новая» продолжает следить за развитием событий.