«Пока мне не исполнилось шестнадцать, у нас с папой был ритуал — перед каждым моим выступлением папа рисовал мне на счастье кота, сидящего за роялем (ведь мы Кисины!), а на пюпитре писал фамилии композиторов, которых мне предстояло играть», — пишет Евгений Кисин в недавно вышедшей книге «Воспоминания и размышления». Свой литературный труд (издательство «Арт-Волхонка») знаменитый пианист посвятил отцу, заметив, что «папа всю жизнь, до самого конца, вел дневник моих концертов…». В его записях наверняка значатся выступления сына на музыкальных фестивалях Владимира Спивакова в Кольмаре, в которых Евгений Кисин, начиная с первого, 1989 года, участвовал неоднократно.
В нынешнем году на юбилейном, 30-м фестивале Владимира Спивакова в этом симпатичном городе во французском Эльзасе Евгений Кисин выступает уже как главное действующее лицо — вокруг него и развивается музыкальный праздник.
По словам Спивакова, Кисин предполагает принять в нем участие не только как пианист, но и как композитор — он автор шести пьес для фортепиано. Кроме того, на фестивале будут исполнены его виолончельная соната, квартет и трио о Шостаковиче.
Я впервые услышала Женю Кисина в 1995 году именно в Кольмаре на фестивале, посвященном великому пианисту Артуру Рубинштейну. Добавим, к слову, что Женя уже на протяжении многих лет выходит на сцену с талисманом — платком, на котором вышиты инициалы A.R., который ему подарила после концерта в Карнеги-холле старшая дочь Рубинштейна Ева со словами: «Вы единственный пианист, который напоминает мне отца».
Будущий биограф Кисина, вероятно, удивится или разочаруется тем, что становление музыканта выстраивалось по классическим лекалам «гениальности». Мама Жени, Эмилия Кисина, вспоминает, что все его внимание поглощала музыка, в 11 месяцев он запел фугу Баха, которую играла его сестра. «По сей день, — продолжает она, — музыка его настолько переполняет, что все остальное существует как бы параллельно. Самый мучительный путь был для него от кулис до рояля. Там он в своей стихии, он — король».
«Музыка для Жени — открытая книга, он постигает ее без переводчика, — свидетельствует бессменный педагог Кисина Анна Кантор. — У него абсолютно безошибочная интуиция, он срастается с любым стилем. Почему на его концертах всегда полные залы? Другие играют еще громче, еще быстрее. Он же играет так, как будто все на свете пережил и перечувствовал. Я не знаю его высоты».
В 11 лет Женя дал в Москве свой первый сольный концерт. В 12 — преодолел путь от кулис до сцены Большого зала консерватории, в 14 дебютировал на Западе. В 1988 году состоялась его встреча с Гербертом фон Караяном: потрясенный дарованием пианиста, великий дирижер предложил ему серию совместных выступлений. Женя играл с Караяном на знаменитом концерте в канун 1989 года, который транслировался на весь мир, был записан на пластинку и видео и повторен на пасхальном фестивале в Зальцбурге в марте того же года.
В сентябре 1990 года прошел дебют Кисина в США, где он исполнил два концерта Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступил с сольным концертом в Карнеги-холле. В феврале 1992 года принял участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке, которая транслировалась по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчетам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей.
В Европе, Америке и Азии пианист выступает с ведущими оркестрами мира под управлением дирижеров, чье мастерство оценивается исключительно в превосходных степенях. Среди партнеров Кисина по камерной музыке — Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие.
С 1991 года Евгений Кисин жил в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, в настоящее время обосновался в Праге.
Евгений Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, однако является лауреатом множества премий. Среди главных — премия Академии музыки «Chigiana», «Лучший пианист года» (Италия, 1991), «Инструменталист года» (1994), «Триумф» (Россия, 1997), имени Шостаковича (Россия, 2003), имени Караяна (Германия, 2005), «Грэмми» (США, 2006), имени Бенедетти Микеланджели (Италия, 2007), «Грэмми» в 2010 году за запись второго и третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.
Вызывает бесконечное уважение гражданская позиция музыканта. В прошлом году он приехал в Россию сыграть в Большом зале консерватории концерт при вручении журналистской премии «Камертон» имени Анны Политковской, которая присуждается в память о журналистах, погибших при исполнении профессионального долга. Лауреатами в тот раз стали Евгений Поддубный и Юлия Латынина, награжденные «За правдивость, бесстрашие, настойчивость и профессиональное мастерство». Кисин в тишине положил букет роз у портрета Политковской и встал около рояля. Встал и зал, чтобы минутой молчания почтить память всех погибших журналистов. Звучали стихи Бродского: «Простимся. До встреч в могиле. Близится наше время. Ну что ж? Мы не победили. Мы умрем на арене». Затем Евгений исполнил 29-ю сонату Бетховена и 12 прелюдий Рахманинова. Как объяснил сам пианист, это музыка мощная, экспрессивная. В ней вся жизнь с ее тоской и радостью.
О его политических пристрастиях можно даже не спрашивать — он сам нашел ответ у Высоцкого: «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт». В 2015-м, потрясенный убийством Немцова, написал стихи его памяти. На вопрос о совмещении творчества и гражданской позиции, заданный ему после концерта в поддержку Ходорковского и Лебедева, ответил: «Принимать участие в концертах такого рода я буду всю жизнь, пока в мире существует несправедливость».
В октябре Евгению Игоревичу исполнится 47. Мне посчастливилось взять у него интервью, когда музыканту исполнилось 30, а за плечами было уже два десятка лет исполнительской деятельности. Тогда я его, в частности, спросила, принимает ли он приписываемое ему определение музыканта-космополита? Вот его ответ:
— Я думаю, что любой настоящий художник в значительной мере космополит. Искусство интернационально, музыка тем более. Но в любом искусстве существует множество национальных школ со своими особенностями. Никакого противоречия здесь нет, наоборот. Одно дополняет и обогащает другое. Чайковского любят во всем свете, даже в тех странах, культура которых, казалось бы, не имеет ничего общего с русской. Думаю, причина в том, что его музыке, как и музыке Шопена, тоже необыкновенно популярной повсюду в мире, присуще необъяснимое свойство проникать в самую душу, в самое сердце. При этом Шопен, безусловно, остается польским композитором, а Чайковский — русским.
А за самим исполнителем, который с такой глубиной и ясностью доносит до нас их творчество, неотступно следует слово «гений», освященное авторитетом Герберта фон Караяна. Остается лишь добавить, что 13 июля, под занавес 30-го фестиваля в Кольмаре, в церкви Святого Матфея Евгений Кисин в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова исполнит одно из величайших мировых музыкальных творений — Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18 Сергея Рахманинова.
Ольга Мартыненко —
специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»