В последнее время российские налоговые органы регулярно становятся ньюсмейкерами. В июне в социальных сетях разлетелся слух о том, что с 1 июля Федеральная налоговая служба сможет отслеживать все банковские операции россиян, чтобы выявлять незадекларированные доходы и доначислять по ним налоги. Граждан напугали необходимостью платить НДФЛ за переводы с карты на карту, вне зависимости от суммы и назначения перевода. Налоговики публично открестились от этой инициативы. Однако вскоре оказалось, что иногда вирусные новости больше соответствуют действительности, чем официальные опровержения.
Налоговая служба стремится получить право на неограниченный мониторинг банковских транзакций россиян примерно с момента зарождения отечественной налоговой системы. Сейчас на фоне общих успехов в налоговом администрировании и запущенной правительством кампании по легализации самозанятых эти попытки вновь активизировались. ФНС направила в Минфин запрос с просьбой внести в Налоговый кодекс поправки, разрешающие налоговым органам запрашивать информацию о счетах физических лиц вне рамок камеральных проверок, сообщил в среду «Коммерсантъ». Если поправки примут, малейшего подозрения налоговой будет достаточно для того, чтобы банк раскрыл сведения о движении денежных средств своих клиентов. Новый уровень финансовой прозрачности нужен для борьбы с «незаконным предпринимательством», заявил замглавы ФНС Даниил Егоров.
Формально ФНС уже сейчас может получить доступ ко всей банковской информации, но только в том случае, если есть решение о проведении налоговой проверки (не считая операции от 600 тысяч рублей и выше — о них банки уведомляют налоговую автоматически). Текущая тенденция состоит в том, что налоговые органы все чаще прибегают к иным мерам контроля вне формальных рамок налоговой проверки — например, вызывают и допрашивают свидетелей, говорит советник российской налоговой и таможенной практики в московском офисе Dentons Игорь Шиков.
«Необходимость получения сведений об операциях по счетам вызвана тем, что налоговый орган изначально находится в состоянии информационного дефицита. Налогоплательщик априори знает о своих делах больше, чем налоговый орган», — объясняет юрист.
Сейчас система работает следующим образом. Если у налогового органа есть основания утверждать, что человек не задекларировал какой-то доход, то он направляет физлицу требование в течение 5 дней предоставить пояснение. Плательщик должен объяснить, что это, например, займ, и предоставить соответствующие документы.
«Теперь налоговая хочет делать это в формате текущего глобального мониторинга. Сама по себе эта цель не противозаконная, ведь обязанность по уплате налогов действует для всех», — говорит Шиков.
Новый алгоритм мониторинга позволит ФНС сравнивать сумму поступлений на счет физлица с суммой, удержанной работодателем или заявленной человеком самостоятельно путем подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, и выявлять возможные несоответствия.
Просьба налоговой о расширении полномочий выглядит как попытка легализации самозанятых, которых, по разным оценкам, в России до 6 млн человек. С этой целью с 1 января 2019 года начинает действовать 3-процентный налог, который самозанятые смогут оплатить с помощью специального мобильного приложения. Но большого фискального эффекта новый платеж не даст — в лучшем случае в системе зарегистрируется несколько десятков тысяч человек, ожидают в Минфине. Предполагается, что налог будут платить няни, репетиторы, таксисты, сиделки и другие занятые, за вознаграждение оказывающие услуги физическим лицам (для самозанятых, работающих с юридическими лицами, ставка налога составит 6%).
Недавно тверские налоговые инспекторы с помощью контрольной закупки разоблачили домашнего кондитера, который выпекал торты на заказ и продавал их через соцсети.
Под угрозой могут оказаться и люди, сдающие квартиры, не декларируя официального этого факта.
Но если Минфин по разным причинам не рассматривает самозанятых как серьезный фискальный резерв, то ФНС, похоже, придерживается другой позиции. Для этого существуют как минимум бухгалтерские причины: в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета НДФЛ занимает второе место, уступая лишь поступлениям от НДС. По оценкам Минтруда, в случае «обеления» теневого сектора выигрыш бюджета превысил бы 500 млрд рублей.
Тем не менее налоговая с высокой долей вероятности получит от Минфина отказ, сказал «Новой» партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Замминистра финансов Илья Трунин вскоре действительно заявил, что дополнительные полномочия налоговикам не нужны.
«Это связано с тем, что с 2006 года дарение денежных средств между физическими лицами не является налогооблагаемой операцией, — считает Захаров. — И, что самое главное, действует презумпция некоммерческого характера перевода между физлицами, если они не являются ИП».
Возможно, ФНС рассчитывает на пиар-эффект от этих обсуждений в СМИ, чтобы больше людей в итоге решили зарегистрироваться в качестве самозанятых.
Нарушение принципа декларирования, согласно которому физические лица должны самостоятельно заявлять о своих доходах, чревато серией побочных эффектов. Речь идет, во-первых, о рисках утечки данных и, во-вторых, о превышении полномочий конкретными налоговыми инспекторами. То же самое касается нормы о том, что дарение и транзакции между членами семьи не облагаются налогом. Как ни странно, здесь амбиции ФНС ограничиваются коррумпированностью российской экономики: прозрачность банковских операций невыгодна многим влиятельным лицам, которые любят оформлять свои активы на близких родственников. До тех пор, пока неформальные финансовые схемы остаются скрепой российского общества, банковские счета граждан относительно защищены.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»